70971921 403.jpg Deutsche Welle анонимность

Авторитарные государства в цифровом пространстве: как сохранить анонимность

0

Можно ли пользоваться интернетом в таких странах, как Китай, Россия или Иран, и не раскрыть свою личность? Помимо VPN и прокси-серверов, есть еще один способ — хитроумный, но требующий знания ПО.Цензура может проявляться по-разному. Правительства авторитарных стран блокируют не только доступ к веб-сайтам. Но простые инструменты, например, технология VPN или прокси-сервер, часто помогают беспрепятственно открывать интернет-страницы. Однако системные администраторы в таких государствах, как Китай, Россия, Беларусь или Иран уже давно научились распознать подобные лазейки .

Поэтому они все активнее формируют собственный интернет — с онлайн-банкингом, торговыми платформами и собственными социальными сетями — так называемый «сплинтернет» (от англ. «splinter» — «отколовшийся фрагмент» или «обломок»), не имеющий связи с глобальной сетью. Для работы в нем пользователю необходимо раскрыть свою личность, предоставив номера телефонов, IP-адреса и даже копии личных документов. Кроме того, некоторые провайдеры также требуют записать видео с селфи в режиме реального времени и передать точные данные о местоположении с помощью GPS.

Найти в безликом пользователе конкретного человека

Цель подобных требований — сделать анонимную работу в Сети невозможной и затруднить деятельность в интернете из-за пределов конкретной страны. «Послание ясно: если вы неразличимы для государства, вы не сможете действовать в информационном пространстве, которое оно контролирует. Автократы поняли, что им не нужны те же каналы связи, что и всем остальным. Они могут создать свои собственные и решать, кто получит доступ», — пишет журналист и эксперт по противодействию цензуре Патрик Бёлер в своей статье о взаимодействии авторитарных систем.

Последствия такого подхода проявились в ходе протестов в Иране в 2022 году. Как только митингующие создавали аккаунты в социальных сетях, их идентифицировали за считанные часы. В том же году аналогичная ситуация произошла в Китае во время акций против жестких мер властей по борьбе с пандемией COVID-19 . Благодаря необходимости регистрировать сим-карты, идентификаторам устройств и требованию использовать настоящие имена властям удалось с легкостью установить личности отдельных пользователей и арестовать их.

Воспользоваться недоверием органом власти друг к другу

Для активистов или журналистов , работающих в авторитарных странах, это представляет огромную проблему: либо они раскрывают свою личность и подвергают опасности себя и свои источники, либо теряют доступ к важным каналам связи. Как выразился один активист: «Анонимность спасает жизни».

Но Бёлер и его соратники нашли способ обойти тотальный контроль. Их концепция основана на том, что различные органы власти недостаточно доверяют друг другу, чтобы эффективно координировать свои действия. Иными словами, недоверие, лежащее в основе авторитарного стиля руководства, помогает его противникам.

Чужой паспорт или зарубежная сим-карта

Когда человек должен подтвердить свою личность для доступа к интернет-платформе, механизм подтверждения работает также с иностранными паспортами, удостоверениями личности и даже номерами телефонов. Каждая система функционирует по-своему. А это неизбежно создает лазейки. Подобные уязвимости используют также подставные фирмы и сомнительные компании, зарегистрированные в офшорах.

Так, человек с паспортом страны, которую конкретный авторитарный режим считает дружественной, вызовет меньше подозрений у механизма проверки, чем человек с американским или британским удостоверением личности. Получить такой паспорт в даркнете — легко. А в ходе последующей верификации само существование владельца этого документа больше не подвергается сомнению.

Пять уровней верификации пользователя

Многие интернет-платформы используют так называемые адаптивные системы верификации, которые непрерывно оценивают потенциальный риск пользователя. Первый уровень проверки личности прост — номер телефона и код в SMS. Второй уровень — требование предоставить документы, удостоверяющие личность. Третий уровень подразумевает распознавание лица, четвертый — видеозапись в реальном времени, на которой человек должен совершать определенные движения. И, наконец, — рекомендация другого пользователя, чья личность уже подтверждена.

С помощью сим-карты и паспорта можно преодолеть первые два уровня. Однако попытки пройти следующие два раньше заканчивались провалом, потому что приложение конкретной системы верификации тесно связано с настройками смартфона и немедленно замечает, когда видео записано не на собственную камеру устройства, а воспроизводится из другого источника.

Поэтому теперь в дело вступает технически хитроумная стратегия, известная как имитация личности. Она сочетает в себе две технологии: облачные сервисы и программное обеспечение виртуальной камеры.

Облачные сервисы переносят функции, обычно выполняемые на одном устройстве, на сервер, который может находиться в любой точке мира. Это значительно упрощает изменение метаданных, таких как местоположение, так что отследить конкретный смартфон становится невозможно.

Для проверки биометрии используются программы, популярные у многих стримеров. Эти приложения эмулируют аппаратную веб-камеру и создают ее виртуальный драйвер на уровне операционной системы. Таким образом, можно создать полноценное видео в реальном времени из статического изображения, сгенерированного искусственным интеллектом (ИИ). Это позволяет пройти четвертый уровень верификации.

Искусственный интеллект с намеренными изъянами

Убедительность фиктивной личности заключается в деталях. Вместо Photoshop, который оставляет следы цифровой обработки, используются обычные инструменты ИИ. Сгенерированные изображения намеренно программируют так, чтобы в них содержались небольшие изъяны: видимые поры, мелкие дефекты кожи, легкая размытость картинки — именно такие характеристики живые эксперты ожидали бы от настоящих селфи.

Этот метод позволяет обойти даже самые продвинутые системы распознавания лиц, используемые министерством общественной безопасности Китая. По крайней мере пока. Ведь цензоры тоже ищут новые способы устранить существующие лазейки в своих инструментах.

Анонимность или нарушение морали?

Развитие технологий ставит фундаментальные вопросы о будущем цифровой личности. Если созданная с помощью ИИ фиктивная личность практически неотличима от реальной — что это значит для того, как мы понимаем подлинность в цифровом пространстве?

Кроме того, использование подобных методов с целью скрыть свою личность проблематично с моральной точки зрения. «Те же лазейки, которые позволяют исследователям получать доступ к закрытой информации, позволяют преступникам отмывать деньги», — указывает Бёлер.

Тем не менее, он выступает в поддержку таких инструментов. В мире, где анонимность все чаще становится наказуема, на карту поставлены более высокие ценности — «приверженность идее того, что информация должна свободно циркулировать, что журналистика имеет значение и что у людей есть право знать, чем занимаются их правительства», поясняет Бёлер.

DW известна точная последовательность действий, необходимых для анонимного входа в китайские, иранские или российские учетные записи из-за границы. В целях защиты пользователей, использующих эти методы, мы не описываем их подробно.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle