Site icon SOVA

Европа: первые шаги после окончания трансатлантической эры

75616210 403 1.jpg 1 Deutsche Welle CША-Гренландия

Планы президента Трампа получить Гренландию привели к геополитическому катаклизму. ЕС сейчас болезненно учится обходиться в новом мире без США, бывшего лидера Запада, пишет Дирк Эммерих в рубрике «Берлинский инсайдер».Январь еще не закончился, и третья неделя нового года, как и две предыдущие, напоминала американские горки. Президент США Дональд Трамп пускает в ход все средства, чтобы заполучить Гренландию. Международное право, НАТО, трансатлантический союз в целом — на короткое время выглядело так, что все это может одновременно рухнуть, потому что Трамп, похоже, одержим Гренландией.

В своей речи на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе 21 января он еще раз подчеркнул это — в пугающей и высокомерной манере. А затем внезапно отступил, сообщив о рамочном соглашении о будущем этого датского арктического острова. Никакой военной интервенции, никаких пошлин против неблагодарных и неразумных европейцев. Что именно стало причиной столь резкого изменения позиции, неясно.

Осознал ли Трамп, что с Евросоюзом нельзя так обращаться? Нет, никому не стоит здесь тешить себя иллюзиями. Вполне возможно, что через несколько дней американский лидер вновь будет утверждать прямо противоположное.

Геополитический катаклизм в Давосе

Давос стал переломным моментом. ЕС, по крайней мере так кажется, наконец понял, что мир стоит на пороге конца целой эпохи. На США больше нельзя полагаться, а НАТО в том виде, в каком она существовала долгое время, уходит в прошлое. Неважно, хочет ли Трамп заполучить Гренландию силой или путем переговоров — в январе 2026 года в миропорядке что-то окончательно сломалось. Трамп неоднократно давал понять, как он относится к НАТО, и в войне против Украины встал на сторону России. Великие державы правят миром, а все остальные должны подчиняться.

С Гренландией Трамп переборщил. По крайней мере, на данный момент. Сейчас появляются аналитические материалы, согласно которым европейские лидеры якобы согласовали друг с другом свои действия: решительный президент Франции Эмманюэль Макрон в солнцезащитных очках, уступчивый генсек НАТО Марк Рютте с его лестью, рассудительный канцлер ФРГ Фридрих Мерц (Friedrich Merz) с его взвешенным подходом. Скорее всего, ничего согласовано не было. Все произошло само собой, причем имело один побочный эффект: после давосской недели в ЕС начинает формироваться осторожное новое самосознание, появления которого многие ждали долгие годы.

В прошлом году Брюссель сделал все, чтобы удержать Трампа на своей стороне. Так было после саммита Трампа и Путина на Аляске, а также после принятия плана из 28 пунктнов по прекращению войны в Украине. В итоге хозяин Белого дома несколько скорректировал свою позицию, не изменив однако собственного мнения по существу. Теперь с конфликтом вокруг Гренландии в ЕС поняли, что Трамп уже давно сошел с корабля Запада. Европа должна справляться без США. Зоны комфорта больше нет. Случившееся — это геополитический катаклизм.

Канадский премьер Марк Карни, выступая в Давосе, сформулировал это предельно ясно: «Хватит воспевать международный порядок, основанный на правилах, как будто он до сих пор работает так, как обещано. Давайте называть вещи своими именами — это система обостряющегося соперничества между великими державами. (…) Мы знаем, что старый миропорядок не вернется. Не стоит оплакивать его».

«Средние державы» — страны, следующие за США, Китаем и Россией — должны сейчас сплотиться и действовать сообща. «Если мы не сидим за столом, то оказываемся в меню», — добавил Карни. Помимо Канады, как минимум полдюжины таких «средних держав» существует именно в Европе. На континенте осознавали это и в 2025 году, но только теоретически. Теперь это осознание вносит свежий ветер в общеевропейский дом, жители которого долго не хотели признавать того, чего, с их точки зрения, в мире быть не должно.

Пять шагов к независимости ЕС

В течение нескольких дней начали происходить вещи, на которые ЕС обычно нужны годы.

Во-первых, по настоянию Франции НАТО проведет крупномасштабные учения в Гренландии. Альянс дает понять: безопасность Арктики — это безопасность Европы, а не предмет для сделок Дональда Трампа.

Во-вторых, угроза введения пошлин на импорт не является привилегией президента США. Если он повторит это, то Брюссель немедленно введет ответные пошлины на американские товары на сумму 93 млрд евро.

В-третьих, огромный финансовый пакет от ЕС призван настолько укрепить экономические связи Гренландии с Европой, чтобы любые предложения со стороны других стран стали неактуальными.

В-четвертых, Евросоюзу необходимо диверсифицировать сеть своих экономических партнеров. Заключение соглашения с южноамериканским блоком Меркосур (Mercosur), в который входят Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай, создает крупнейшую в мире зону свободной торговли с населением в 700 миллионов человек. То, что Европарламент теперь хочет, чтобы это соглашение проверил Европейский суд, является шагом назад.

В-пятых, альянс из 27 государств, такой как Евросоюз, больше не работает. Помимо него необходимы небольшие союзы, действующие независимо от жестких структур ЕС. Примером тому является союз по вопросам безопасности, в который входят Франция, Великобритания и Германия, а также новый альянс между ФРГ и Италией.

Запад и Европа не на исходе своих сил. Им потребовалось некоторое время, чтобы оправиться от шока, вызванного потерей своего лидера. В этом новом мире Европа сейчас делает свои первые шаги.

Автор: Дирк Эммерих (Dirk Emmerich), корреспондент немецких телеканалов n-tv & RTL, много лет жил и работал в Москве, а также в Вашингтоне, был корреспондентом n-tv в Сирии, Ливии, Афганистане и других странах, охваченных военными конфликтами.

Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.

Exit mobile version