Фото погибших в Холокосте супругов Хисиных из местечка Мир вошло в коллекцию виртуального Еврейского музея Беларуси. Цифровое собрание станет ресурсом для исследований и основой образовательных и культурных инициатив.На пожелтевшем от времени снимке — элегантная женщина в темном закрытом платье и мужчина, глядя на которого можно предположить, что он ученый или писатель: строгий костюм, борода, очки. Это Ерахмиэль-Гецл и Сара-Лея Хисины из местечка Мир — оба погибли во время Холокоста. Их история и фото стали частью цифровой коллекции виртуального Еврейского музея Беларуси.
«Мой прадед был удивительным человеком»
Создание музея — одна из главных целей Центра белорусско-еврейского культурного наследия (Belarusian-Jewish Cultural Heritage Center). В конце 2025 года в Литве при поддержке МИД Германии и Гёте-Института был представлен пилот цифровой коллекции , которая «объединяет музейные и архивные материалы с личными артефактами и воспоминаниями».
Именно так, через семейные реликвии и память родных, раскрывается история Ерахмиэля и Сары-Леи Хисиных.
«Я дорожу историей своей семьи не только как исследователь еврейской культуры. Мой прадед (о прабабушке я знаю меньше, только о ее невероятной смелости) был удивительным человеком, и вся его семья — исключительная», — отмечает Донни Инбар из Сан-Франциско.
Ерахмиэль и Сара-Лея — его прадедушка и прабабушка по материнской линии. Их фото в семье передается из поколения в поколение. Донни предполагает, что снимок сделан в 1920-х годах в Гродно или Полонечке (сейчас — деревня в Брестской область). Супругам на нем около 60 лет. В то время семья бежала на польские земли из Мира (нынешняя Гродненская область), спасаясь от большевистского террора и последствий Первой мировой войны.
Ерахмиэль был сторонником еврейского просвещения — Хаскалы
Ерахмиэль родился в Мире примерно в 1850-1860 годах. Точное место рождения Сары-Леи неизвестно, но, скорее всего, это также был Мир или окрестности. Их брак был заключен по любви, а не по договоренности, как это было принято в то время.
Прадед Донни учился в Мирской ешиве — высшем религиозном учебном заведении в иудейской традиции. Ешива в Мире считалась одной из трех главных в регионе. Здесь обучалась религиозная и интеллектуальная элита со всего мира: выдающиеся раввины, знатоки Торы и Талмуда.
Позже Ерахмиэль оставил ешиву и стал маскилом — так называли сторонников Хаскалы (еврейского просвещения). В Центре белорусско-еврейского культурного наследия отмечают, что идеологический выбор в пользу Хаскалы — важная черта биографии Ерахмиэля: «Маскилы верили, что евреи могут становиться частью окружающего сообщества, аккультурировать без ассимиляции, сохранять свою национальную идентичность, быть культурно близкими, но не сливаться с христианами. Они подчеркивали важность светского знания и еврейской секулярной культуры. Основным языком их культуры был иврит».
Именно на иврите Ерахмиэль пишет свои статьи. Он публикуется в еврейских журналах в Польше и России. Работы подписывает акронимом, составленным из первых букв собственных имен, — Хагай. Часть его рукописей хранится в литературном архиве «Гназим» в Тель-Авиве. Статьи Хагая для еврейских журналов доступны в нескольких архивах.
«Как правило, об интеллектуалах прошлого мы узнаем из исследований, архивов и прессы. В рамках краудсорсинга это случается довольно редко. Семейная история такого человека непосредственно от его потомков — ценность для музейной коллекции», — считают в Центре белорусско-еврейского культурного наследия.
Подписал себе смертный приговор
Во время Второй мировой войны Ерахмиэль и Сара-Лея оказались в гетто. Вскоре женщина покончила с собой, бросившись в колодец.
Ерахмиэля, как старейшину общины, назначили главой юденрата — еврейского совета, который нацисты создавали в каждом гетто для обеспечения исполнения приказов, касавшихся евреев.
«Когда его вынудили составить первый список евреев на уничтожение, он сидел всю ночь перед чистым листом бумаги. Утром он вписал туда лишь одно имя — свое собственное. И таким образом подписал себе смертный приговор», — рассказал Донни Инбар.
Также в гетто были убиты несколько сыновей и внуков Ерахмиэля и Сары-Леи, кому-то удалось бежать, один из сыновей смог выжить в Аушвице.
Бабушка Донни еще в 1923 году совершила алию в подмандатную Палестину. Потомки Ерахмиэля и Сары-Леи живут в Израиле, США, Франции. Теперь часть летописи их семьи — и в виртуальном Еврейском музее Беларуси.
Цифровая коллекция подчеркивает идею общего наследия
Создатели виртуального музея убеждены, что белорусско-еврейская история — важная часть как белорусской, так и мировой истории. Ее невидимость не только искажает представления о прошлом, но и влияет на понимание настоящего и собственной идентичности.
Поэтому цифровая коллекция задумана не только как исследовательский инструмент или хранилище знаний — она должна стать основой мультимедийного сторителлинга, образовательных инициатив и культурных проектов. «Она объединяет материалы из архивов, музеев и семейных собраний по всему миру, подчеркивая идею общего наследия, рассеянного временем и границами», — отмечают создатели.
Сейчас их поиском занимаются «амбассадоры» — специально обученные волонтеры, но с запуском платформы музея, который запланирован на 2026 год, появится форма для отправки материалов самими пользователями.

