Site icon SOVA

ЕС перестанет покупать газ у РФ: кому от этого хуже

75001440 403.jpg Deutsche Welle газ

К 1 ноября 2027 года ЕС полностью откажется от газа из России. Вырастут ли цены в Европе и какими окажутся потери России — в материале DW.Совет ЕС утвердил план полного отказа от российского газа. Решение, принятое 26 января, — последний гвоздь в крышку гроба российско-европейского газового сотрудничества, которое началось более полувека назад с соглашения, известного как «газ в обмен на трубы», заключенного между СССР и ФРГ.

За отказ от российского газа проголосовали 24 страны-члена ЕС. Против выступили только Венгрия и Словакия, которые сильнее других зависят от российских энергоресурсов. Болгария воздержалась.

Для России уход с европейского рынка газа означает значительное сокращение доходов — даже если те объемы, которые сейчас получает ЕС, удастся перенаправить на другие рынки. Что касается ЕС, то основные издержки он уже понес, поэтому окончательный разрыв с Россией шоком не станет, прогнозируют опрошенные DW эксперты.

Как Европа отказывалась от газа из России

Цель отказаться от газа и других российских энергоносителей к 2027 году ЕС поставил перед собой еще в 2022 году, вскоре после вторжения России в Украину, представив план REPowerEU. Однако изначально речь не шла о формальном запрете: ставка делалась на диверсификацию поставок, расширение инфраструктуры для импорта сжиженного природного газа (СПГ), развитие возобновляемых источников энергии и энергосбережение.

Тогда зависимость ЕС от российского газа была слишком высокой — до войны Россия была основным поставщиком, обеспечивая почти половину импорта. Аналитические центры предупреждали о катастрофических последствиях немедленного прекращения закупок. Так, МВФ в середине 2022 года прогнозировал, что страны Центральной Европы, которые особенно сильно зависели от российского газа, могли бы потерять порядка 5% ВВП.

Стратегия постепенного отказа дала эффект. Доля российского газа в европейском импорте значительно сократилась — до 13% по итогам 2025 года, следует из данных Евростата. Трубопроводный газ продолжает поступать только по «Турецкому потоку». Основной объем поставок приходится на СПГ. В результате, когда в мае 2025 года Еврокомиссия анонсировала ограничения, которые сейчас одобрил Совет ЕС, перспектива окончательного разрыва уже не выглядела пугающей.

Согласно одобренному плану, для краткосрочных контрактов запрет на поставки российского СПГ начнет действовать с конца апреля 2026 года, для трубопроводного газа — с середины июня 2026. Долгосрочные контракты на поставки СПГ должны перестать действовать с 1 января 2027 года, на поставки трубопроводного газа — с 30 сентября. Срок может быть продлен до 1 ноября 2027 года, если страны ЕС столкнутся с трудностями при заполнении газохранилищ.

Как Европа будет обходиться без российского газа

Основная часть импорта российского СПГ в ЕС осуществляется по долгосрочным контрактам, отмечает в комментарии DW старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Джек Шарплс. Запрет на такие контракты начнет влиять на рынок только в первом квартале 2027 года. Соответственно, следующий отопительный сезон будет переходным. Зимой 2027-2028 годов Европа уже не должна потребить ни единого кубометра российского газа.

Нарастить собственную добычу или увеличить поставки по трубопроводам от альтернативных поставщиков — Норвегии, Азербайджана, Алжира и Ливии — Европе будет сложно, предупреждает Шарплс. В большинстве стран добыча продолжит сокращаться — заметным исключением в ближайшие годы станет лишь начало добычи в румынском секторе Черного моря. В результате выпадающие российские объемы придется замещать поставками СПГ, прежде всего из США и в меньшей степени из Катара.

При этом роста цен эксперт не ожидает. По его оценке, в 2027-2028 годах мировое предложение СПГ будет расти быстрее, чем спрос. В результате цены, скорее, снизятся.

«Я ожидаю лишь незначительных последствий от окончательного прекращения импорта российского природного газа в ЕС: Россия в настоящее время экспортирует в ЕС лишь сравнительно небольшие объемы — около 38 млрд кубометров в год в 2024 году при общем потреблении примерно 400 млрд кубометров», — соглашается в интервью DW заместитель руководителя отдела энергетики, транспорта и окружающей среды Немецкого института экономических исследований (DIW Berlin) Франциска Хольц (Franziska Holz).

Расчеты DIW Berlin показывают, что ЕС способен обеспечивать себя газом за счет разных источников. Страны с доступом к СПГ-терминалам могут закупать СПГ у других поставщиков; в краткосрочной перспективе особенно большие объемы будут доступны из США.

Более сложная ситуация складывается для внутриконтинентальных стран Юго-Восточной Европы, не имеющих выхода к морю: им либо приходится закупать СПГ через транзитные страны, либо искать альтернативные источники трубопроводного газа, прежде всего в Центральной Азии. Австрия и Чехия уже импортируют СПГ через Германию. Одновременно экспорт газа в Европу наращивает Азербайджан.

Как Россия будет обходиться без европейского рынка газа

Испортив отношения с Европой, Кремль уже понес существенные потери. В 2021 году Россия, по данным Евростата, получила от поставок газа в ЕС почти 23 млрд евро, в 2022-м — благодаря резкому росту цен, вызванному началом войны, — 47 млрд. В 2023 году доходы составили лишь 16 млрд, в 2024-м и 2025-м — менее 15 млрд.

Компенсировать окончательную потерю европейского рынка не получится — в лучшем случае Россия сможет лишь немного сгладить ущерб. Хотя Россия и Китай и заключили в конце прошлого года меморандум о строительстве трубопровода «Сила Сибири — 2», сроки и условия все еще не согласованы. Но даже если бы они были согласованы — строительство трубопровода займет годы.

Перенаправить на другие рынки поставки СПГ реально. Но и здесь все не так просто. Аналитик инвесткомпании «Финам» Сергей Кауфман в интервью журналу «Эксперт» отмечает, что Россия будет стремиться нарастить свою долю в Азии, в первую очередь, в Китае, но, скорее всего, ей придется предоставлять покупателям скидки — как это уже происходит в случае с нефтью. В противном случае выиграть конкуренцию у Катара и Австралии, которые имеют сильные позиции в этой части света, не получится.

При этом по крайней мере в первое время объемы российского экспорта будут ограничены дефицитом газовозов, поскольку при поставках в страны Азиатско-Тихоокеанского региона транспортная составляющая значительно больше, чем при поставках в ЕС.

Exit mobile version