В Китае громкий коррупционный скандал в руководстве армии. Что стоит за расследованием в отношении двух заместителей председателя Центрального военного совета, который возглавляет лидер КНР Си Цзиньпин, — у DW.В минувшие выходные стало известно, что власти Китая начали расследование в отношении двух высокопоставленных военачальников Народно-освободительной армии (НОАК). Их подозревают в «серьезных нарушениях дисциплины» — термин, обычно используемый в официальных сообщениях китайских властей для обозначения коррупции.
Один из попавших под подозрение — генерал Чжан Юся, человек номер два в военной иерархии страны после Си Цзиньпина. Чжан являлся одним из двух заместителей председателя Центрального военного совета (ЦВС). Второй подозреваемый — начальник Объединенного штаба ЦВС генерал Лю Чжэньли. Оба генерала отстранены от своих должностей.
ЦВС представляет собой коллегиальный орган управления, курирующий все вооруженные силы Китая — армию, ВМС, ВВС, ракетные войска, оснащенные ядерным оружием, а также военную полицию и народное ополчение. Возглавляет совет председатель КНР Си Цзиньпин, также занимающий пост генерального секретаря правящей Коммунистической партии Китая (КПК). Из всех трех постов Си должность руководителя ЦВС считается самой значимой. Согласно статье 93-й Конституции Китая, именно глава этого органа, а не председатель КНР, как часто полагают, является главнокомандующим ВС.
Основатель КНР Мао Цзэдун известен своим высказыванием о том, что «винтовка рождает власть». И эта логика долгое время определяла китайскую политику. В 2005 году тогдашний лидер Цзян Цзэминь сохранял контроль над ЦВС в течение нескольких месяцев после ухода с других должностей, передав его своему преемнику Ху Цзиньтао лишь спустя некоторое время.
Чжан Юся — генерал с боевым опытом
В нынешнем коррупционном скандале особенно примечателен случай Чжан Юся — единственного из тройки руководителей ЦВС, кто прошел путь от рядового солдата до генерал-полковника. Чжан поступил на военную службу в 1968 году в 18 лет. В 1979 году участвовал в пограничной войне с Вьетнамом и благодаря своим заслугам был повышен до начальника учебной части полка. Позже сделал блестящую карьеру, став в декабре 2000 года командующим 13-й армией НОАК, через пять лет — замкомандующего Пекинским военным округом, а в октябре 2012-го — начальником Главного управления вооружений и военной техники НОАК.
Происходящее сейчас в высших эшелонах китайских вооруженных сил удивительно, поделился с DW политолог Ин-Ю Линь из Тайваньского университета Тамкан. На данный момент в ЦВС из семи членов осталось только два: его председатель Си Цзиньпин и зампредседателя Чжан Шэнминь — он же секретарь комиссии ЦВС по проверке дисциплины, который, как предполагают, и нашел компромат на всех остальных коллег. «Сейчас в руководстве ЦВС нет ни одного человека с реальным боевым опытом. Это вызывает вопросы», — говорит Ин-Ю Линь.
75-летний Чжан Юся также входил в состав Политбюро Компартии Китая, состоящего из 25 человек, где представлял военных. Он многими всегда воспринимался как верный соратник и выдвиженец Си Цзиньпина. Избрание Чжана в 72 лет в состав Политбюро нарушило устоявшиеся нормы — долгое время в Китае действовало неписаное правило, которое предписывало лицам старше 68 лет уходить в отставку с высших партийных постов. Чжан был тесно связан с Си и в личном плане: их отцы были близкими друзьями во время войны с Японией, обе семьи родом из одной провинции.
«Си Цзиньпин явно больше не доверяет Чжан Юся»
В течение многих лет антикоррупционные кампании использовались в КПК, чтобы заставлять политиков действовать в соответствии с партийной линией и наказывать за нелояльность. В последнее время внимание в партийных чистках, по-видимому, сместилось на генералов и военных, поскольку Си Цзиньпин стремится перестроить структуру руководства вооруженными силами. В октябре прошлого года китайские власти объявили о расследовании дел о коррупции в отношении девяти высокопоставленных военачальников.
Чжан Юся активно выступил на стороне Си Цзиньпина в 2022 году, когда тот, вопреки неписанным внутрипартийным нормам, на XX съезде КПК добился своего избрания генсеком на третий срок, напоминает Мин-Ши Шэнь из Тайваньского института национальной обороны и безопасности. «Си нарушил многие правила и табу и в армии, продвигая доверенных лиц и союзников (по карьерной лестнице. — Ред.) быстрее обычного, чтобы укрепить свою власть», — отметил в беседе с DW Шэнь.
Однако, как он утверждает, после первых волн антикоррупционной кампании в отношении высокопоставленных военных Чжан Юся мог чувствовать себя все более загнанным в угол и находящимся под угрозой — несмотря на то, что изначально не был ее целью.
«Си Цзиньпин явно больше не доверяет ему. Спекуляции о том, почему Чжан впал в немилость — будь то коррупция, взяточничество или даже предполагаемый шпионаж в пользу иностранных спецслужб, как сообщают некоторые американские СМИ, — не имеют значения, если речь идет о доверии. Как только доверие утрачено, конкретное обвинение становится чистой формальностью», — убежден политолог Ин-Ю Линь.
Сети влияния опального генерала и борьба за власть
В статье, опубликованной в официальное издание вооруженных сил КНР, Чжан Юся обвиняется в «подрыве системы ответственности председателя ЦВС» как верховного главнокомандующего вооруженными силами. В публикации подчеркивается, что никакое воинское звание не дает иммунитета и ни одна боевая награда не защищает от судебного преследования.
По словам исследователя из Тайваньского института исследований национальной обороны и безопасности Чун Чие, эта формулировка позволяет предположить, что Чжан мог выстроить сеть лояльных ему сторонников внутри армии. «Вероятно, Си Цзиньпин рассматривал такую сеть как потенциальную угрозу. На карту, должно быть, были поставлены ключевые интересы Си или партии», — предположил Чун Чие. По его словам, любой, кто ставит под сомнение авторитет Си как лидера, рискует быть обвиненным в нелояльности или даже мятеже.
Китай не вел войн уже несколько десятилетий. Китайскоязычные интернет-форумы переполнены политическими остротами и шутками на актуальную тему, например такими: «Армия теперь ведет войну против своих собственных генералов» или «Следующий военный парад возглавит генерал, который предпочитает не называть своего имени».
В то же время Пекин продолжает демонстрировать свою военную мощь, в частности, проводя военно-морские маневры у тихоокеанского побережья. В 2025 году военные расходы КНР составили в пересчете 220 миллиардов евро.

