В России стали известны первые обвинения по делу об украинской атаке на российские аэродромы дальней авиации — операции Службы безопасности Украины (СБУ) под названием «Паутина» . Обвиняемыми стали водители фур, в которых были спрятаны беспилотники, сообщила газета «Коммерсант». По всей видимости, как и после атаки на Крымский мост, фигурантами дела стали случайные люди.
Операция «Паутина» стала одной из самых резонансных атак СБУ российских военных объектов и крупнейшим в истории ударом по стратегической авиации РФ. В июне прошлого года были атакованы авиабазы «Оленья» на Кольском полуострове, «Белая» в Иркутской области, «Иваново» и аэродром «Дягилево» под Рязанью. Атака также планировалась на аэродром «Украинка» в Амурской области, но она не удалась из-за того, что грузовик загорелся.
В СБУ и Генштабе Украины заявили, что в результате атаки удалось вывести из строя 41 воздушное судно Воздушно-космических сил РФ, включая Ту-95 и Ту-22М3 и самолет ДРЛО А-50. По данным американской разведки , в результате ударов было выведено из строя 20 самолетов. По оценкам анонимных источников в НАТО , повреждены были по меньшей мере 40 самолетов , а от 10 до 13 были полностью разрушены.
Как писала The Washington Post, подготовка операции шла под личным контролем президента Украины Владимира Зеленского, а курировал ее глава СБУ Василий Малюк. Зеленский в интервью телеканалу ABC подчеркнул, что водители фур, из которых вылетели дроны, ничего не знали о них . «Они (водители грузовиков. — Ред.) ничего не знали. Они просто выполняли свою работу», — заявил Зеленский.
Водителям грозит до 20 лет строгого режима
Личности всех пяти водителей фур, задействованных в операции, известны. Это Михаил Рюмин, Сергей Канурин, Александр Зайцев, Андрей Меркурьев и Василий Пытиков, который погиб при пожаре фуры с дронами. На опубликованных провоенными Telegram-каналами видео видно, как Пытиков с огнетушителем заходит в кузов горящей машины, и в этот момент она взрывается. Тело Пытикова родственникам не отдавали три недели, рассказал коллега погибшего изданию «Медиазона».
Рюмин был знакомым Пытикова, они вместе устроились на работу. Когда из его машины в Ивановской области начали вылетать дроны, он успел позвонить жене и рассказать об этом. «Он мне успел позвонить: «Из моей машины — дроны «. Ну и я ему сказала: «Звони, звони в полицию, в 112 звони». Это шок, у него шок», — рассказала жена «Медиазоне». Приехавшие к фуре сотрудники ФСБ задержали Рюмина, а у него дома в Челябинске затем прошли обыски.
Сразу же был задержан и Андрей Меркурьев — водитель фуры с дронами, остановившийся в Иркутской области. Александр Зайцев был задержан в Мурманской области, а Сергей Канурин — в Рязанской. Их близкие не общаются с журналистами.
Задержанные не признают своей вины. Как пишет «Коммерсант», Рюмин заявил, что его «использовали втемную». По словам адвоката Канурина, водитель «невольно оказался лицом, которое осуществляло транспортировку БПЛА». «Вся его вина заключается в том, что он оказался в ненужное время в ненужном месте. Судить его за это неправильно», — подчеркнул адвокат.
Водителей теперь обвиняют в совершении теракта группой лиц по предварительному сговору, повлекшего причинение значительного ущерба (п. «а», «в» ч. 2 ст. 205 УК РФ). По этой статье им грозит от 12 до 20 лет строгого режима.
Как готовилась операция «Паутина»
Согласно фабуле обвинения, задержанные входили в «организованную группу водителей», созданную координаторами операции — уроженцами Украины Артемом и Екатериной Тимофеевых и некоего Борисовского. По версии следствия, группа была частью «террористического сообщества», созданного СБУ. Тимофееву принадлежали все фуры, задействованные в операции. Артем и Екатерина выехали в Казахстан за несколько дней до атаки.
Об их роли в операции и ее планировании подробно писало издание The Wall Street Journal на основе разговоров с высокопоставленными украинскими источниками и организаторами атаки.
Операция готовилась полтора года. СБУ во Львове обучила Тимофеевых сборке дронов и каркасных домиков, в которые позже поместили беспилотники, и проверила на детекторе лжи. Затем они вернулись в Россию. В Челябинске они открыли логистическую компанию, купили подержанные фуры и наняли пятерых водителей — «надежных, но не дотошных» и без связей с российскими силовиками. Дроны и домики для их перевозки были доставлены в Россию из Украины по каналам СБУ. Атаку при этом пришлось отложить, потому что во время длинных майских праздников несколько водителей «чрезмерно употребляли алкоголь» и не смогли сесть за руль.
На грани срыва операция оказалась и когда один из водителей в 300 км от Челябинска из-за поломки крыши случайно обнаружил спрятанные дроны и позвонил Тимофееву. Тот передал ему, что домики предназначены для охотников вместе с дронам — их якобы будут использованы для отслеживания животных. Водитель поверил этому объяснению и поехал дальше.
Пожизненные сроки по делу о взрыве Крымского моста
То, как развивается дело об операции «Паутина», напоминает уголовное дело после другой резонансной атаки СБУ — по Крымскому мосту . 8 октября 2022 года около 250 метров шоссейного полотна моста обрушились из-за взрыва грузовика, начиненного взрывчаткой. Это также была операция СБУ, невольные участники которой, по их словам, ничего не знали о ней. Фигурантами дела стали восемь человек, все они получили пожизненные сроки . «Мы использовали втемную столько людей. Россияне «закрыли» 22 человека — посадили в тюрьму. Инкриминируют им всем соучастие в террористическом акте. Хотя на самом деле они занимались привычным для себя обыденным делом. Это были обычные российские контрабандисты», — комментировал операцию глава СБУ Василий Малюк . На то, что осужденные стали случайными участниками операции, указывало и поведение фигурантов дела.
Один из осужденных — водитель фуры Артур Терчанян — после звонка ФСБ сам поехал в Симферополь на встречу с силовиками, которые вели дело. Он два дня жил в Симферополе в гостинице за свой счет, пока спецслужбы решали, что с ним делать. «Он телевизор посмотрел, там сказали, что пять человек задержали. Он обрадовался: «Вот, нашли — наконец-то, говорит, меня отпустят», — рассказывал адвокат Терчаняна. Как оказалось, одним из «задержанных» был сам Терчанян.
Как рассказывал отец еще двоих осужденных — Георгия и Артема Азатьянов — его сыновья тоже сами поехали к следователям в Симферополь после звонка силовиков. Также поступил и фермер Роман Соломко, которого обвинили в разработке маршрута доставки бомбы.
Еще один фигурант дела Олег Антипов был главой логистической компании из Санкт-Петербурга, которая приняла заказ на доставку груза из Армавира в Симферополь. Как рассказывала жена Антипова, увидев новости о взрыве, он сам приехал в ФСБ. «Они еще и не сразу поняли его — пришлось их убеждать», — вспоминает жена.
Беспрецедентный по жестокости приговор
«На моей памяти власти России впервые приговаривают к пожизненному лишению свободы очевидно невиновных людей», — комментировал приговор юрист «Первого отдела» Евгений Смирнов. В «ОВД-Инфо» назвали решение суда «беспрецедентным по своей жестокости».
Правозащитный проект «Поддержка политзаключенных. Мемориал» признал всех восьмерых фигурантов дела политзаключенными. «Следствие не представило убедительных доказательств того, что обвиняемые знали о том, что в грузе была взрывчатка, или имели умысел подорвать Крымский мост. По нашему мнению, действия фигурантов до взрыва и после него не позволяют увидеть какой-либо связи с украинскими спецслужбами. Напротив, после взрыва они сами пришли в ФСБ и сотрудничали со следствием», — подчеркнули правозащитники.
В конце января осужденные в открытом письме обратились к президентам России, Украины и США, а также мировым правозащитным организациям с просьбой обратить внимание на их судьбы и найти способ для их освобождения.















