«Университет-монстр»: что стоит за объединением двух крупнейших вузов Грузии - SOVA
политика

«Университет-монстр»: что стоит за объединением двух крупнейших вузов Грузии

0
Очередной виток масштабной образовательной реформы в Грузии пришелся на начало 2026 года. 29 января правящая партия внесла в парламент новый пакет законодательных изменений, который планируется рассмотреть в ускоренном порядке. Центральный элемент инициативы – объединение двух крупнейших университетов страны. Власти обещают, что реформа приведет к созданию в Тбилиси крупного образовательного хаба, но эксперты в области опасаются, что истинные цели расходятся с заявленными.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Грузинский технический университет, реформа образования, Тбилисский государственный университет

Тбилисский государственный университет и Грузинский технический университет объединят. По словам министра образования, науки и молодежи Гиви Миканадзе, в результате будет образовано укрупненное учебное заведение, которое сохранит название Тбилисского госуниверситета имени Иванэ Джавахишвили. Власти считают, что ТГУ, таким образом, станет «ведущим центром академического и научного развития в регионе и значительно улучшил свои международные рейтинги».

Слияние двух ключевых вузов вписывается в более широкую реформу высшего образования, запущенную властями в 2025 году и одобренную парламентом в первом чтении в декабре. Она предусматривает радикальную перестройку всей университетской системы – от финансирования и академической структуры до территориального распределения вузов.

Одним из ключевых принципов реформы становится модель «один университет – один город», предполагающая укрупнение государственных учреждений, устранение параллельных направлений и перераспределение академических профилей между регионами. В этой логике объединение Тбилисского госуниверситета и Технического университета рассматривается правительством как один из ключевых шагов по формированию новой централизованной архитектуры высшего образования.

В «Грузинской мечте» утверждают, что цель слияния – укрепление материально-технической базы вузов и привлечение квалифицированного преподавательского состава. Утверждается, что «сокращения численности профессорско-преподавательского состава и квот на зачисление студентов не планируется». Власти считают, что реформа приведет к повышению качества знаний, а также ценности государственных дипломов и престижа вузов.

В профессиональной среде, между тем, опасаются, что концентрация университетов под единым управлением скорее, напротив, усилит бюрократизацию системы и устранит даже минимальную конкуренцию между образовательными учреждениями. А это неизбежно скажется на качестве.

«Согласно статистическим данным, около 60% студентов в Грузии обучаются в государственных университетах, при этом львиная доля приходится именно на Тбилисский государственный университет и Грузинский технический университет. Объединение этих двух субъектов создает структуру, которая будет контролировать почти треть рынка.

Такая монополия представляет угрозу не только для частных университетов в Тбилиси, но особенно болезненно ударит по региональным вузам – в Батуми, Кутаиси, Телави и Ахалцихе», – отмечает президент Новой экономической школы Грузии Паата Шешелидзе.

С критикой заявленных властями целей выступил и приглашенный преподаватель Тбилисского госуниверситета Лаша Шакулашвили. По его словам, механическое объединение ТГУ и Технического университета не способно привести ни к росту качества образования, ни к повышению международного престижа, поскольку речь идет о принципиально разных академических институциях – с различными направлениями, стратегиями и образовательной логикой. Он подчеркивает, что университет формируют не здания и фонды, а люди, которые не были вовлечены в обсуждение реформы:

«Если одной беременной женщине требуется девять месяцев, чтобы родить ребенка, значит ли это, что девять беременных женщин смогут родить его за один месяц? Если люди и области, которыми они управляют, вдруг окажутся в одном университете, к сожалению, это вызовет такой хаос, что даже успешные области будут подорваны, и одна беременная женщина не сможет родить этого ребенка за девять месяцев!».

Многие эксперты считают, что за формулировками о «качестве образования» и «росте рейтингов» скрываются иные задачи реформы. Бывший директор программы Erasmus+ Лика Глонти убеждена: объединение Тбилисского государственного и Технического университетов является «еще одной формой реализации главной задачи реформы – сокращения числа факультетов и образовательных программ». В результате, отмечает она, будет создан «монстр-университет» с контингентом более 40 тысяч студентов, управление которым неизбежно потребует ликвидации дублирующих направлений и преподавательских позиций.

Подконтрольное образование: что не так с новой реформой «Грузинской мечты»

Еще одной из реальных целей реформы, по мнению профессора Университета Илии Георгия Хиштовани, заключается фактически в устранении главного технического вуза страны как самостоятельного академического субъекта.

«Я считаю, что это не объединение – это упразднение Технического университета. Его просто решили назвать «слиянием», поскольку тема была слишком чувствительной», – заявил он. По словам Хиштовани, такая модель позволяет расширить влияние ТГУ за счет ресурсов ГТУ, одновременно устранив ключевого конкурента для Кутаисского международного университета, финансовое спасение которого он называет одним из исходных пунктов реформы.

«По сути, на основании сегодняшнего заявления, Технического университета в Грузии больше не существует», – подчеркивает профессор.

Леван Гордезиани, профессор ТГУ, комментируя объединение вузов, делает упор на идее контроля образовательной реформы: «Похоже, что при нынешних администрациях не удалось осуществить «драконовские» изменения, поэтому два университета объединяются, назначается временная администрация, которую, скорее всего, уволят».

По оценке Лики Глонти, модель «слияния», которую предлагает «Грузинская мечта», может быть распространена и на другие города. «После этого вполне возможны новые слияния – например, Кутаисского международного университета и Государственного университета имени Акакия Церетели», – считает она.

Это, по словам Глонти, ведет к формированию системы полного административного и политического контроля над высшим образованием, при которой университетская автономия и академическая свобода оказываются фактически устранены.

Отдельный акцент эксперт делает на финансовой стороне реформы. «Когда я говорю об экономии средств, я имею в виду в том числе продажу университетских зданий», – подчеркивает Глонти. В совокупности, отмечает она, такие изменения усиливают централизацию системы и ведут к дальнейшей изоляции Грузии от европейского образовательного пространства, несмотря на декларируемые властями цели модернизации и повышения престижа государственных вузов.

Схожую оценку дает исследовательница образовательной политики Лела Чахая, которая напрямую связывает слияние двух крупнейших университетов со стремлением к отчуждению инфраструктуры. «Это борьба против образовательных традиций», – заявила она журналистам, подчеркнув, что прямое объединение вузов с многолетней историей невозможно с академической точки зрения.

По словам Чахая, заявления о сохранении квот и преподавательского состава выглядят нереалистично: «Когда объединяются два учреждения с величайшими образовательными традициями, это неизбежно означает сокращения. Мы увидим это, когда будут объявлены студенческие квоты и число преподавателей».

Реформа образования без обеда: власти Грузии снова забыли о детском голоде