75716955 403 1.jpg 1 Deutsche Welle ПАСЕ

Мы здесь для диалога. Платформа российских демсил при ПАСЕ заработала

0

Участники платформы ПАСЕ для диалога с российскими демсилами остались довольны первым заседанием и наметили план действий: поддержка Украины, политзеков, антивоенных россиян. Как прошло мероприятие — у DW.Первое заседание Платформы ПАСЕ для диалога с российскими демократическими силами прошло в четверг, 29 января, в более дружелюбной атмосфере, чем ожидалось после споров в парижском ресторане, которые стали достоянием гласности и причиной выхода из Антивоенного комитета бывшего политзаключенного Владимира Кара-Мурзы. По крайней мере, российские участники платформы после заседания чаще улыбались и были менее сосредоточены, чем перед его началом. «На удивление рабочим образом все прошло, уложились в час», — рассказал DW по итогам один из лидеров российской оппозиции Михаил Ходорковский. «Очень конструктивно», — отмечает Кара-Мурза. Представители ПАСЕ во главе с председательницей ассамблеи Петрой Байр рассказали, какие есть полномочия у нового органа, а представители российских демсил поделились своими взглядами на то, какими темами и проблемами надо заниматься.

Добрая воля ПАСЕ

Договорились в следующий раз встретиться в ходе весенней сессии ПАСЕ в апреле, а к тому времени определиться, к какой из пяти возможных политических фракций в ассамблее примкнуть. Владимир Кара-Мурза уже решил: «Я много лет был в руководстве Партии народной свободы, которая была членом Альянса европейских либералов и демократов. Это моя политическая семья и, разумеется, в эту группу я войду».

Это одно из немногих полномочий, которые получили россияне в Совете Европы после того, как Россия вышла из организации в марте 2022 года, после начала полномасштабной войны РФ против Украины. Об этом вспомнила в своей открывающей речи председательница ПАСЕ — «политическое заявление, имеющее моральное значение». «Но все же география сохраняется. Россия — часть нашего континента. То, что происходит в России, влияет на безопасность, стабильность и будущее», — заявила Байр. Она объяснила, что платформа должна показать, что Европа не забывает о россиянах, которые «выступают против войны, уважают целостность Украины, и (тут председательница ПАСЕ подчеркнула) принимает ответственность за ущерб, нанесенный их государством» и упомянула знаменитую Берлинскую декларацию.

Каспаров: «Платформа — это уникальный механизм»

«Это историческое событие, даже в бюрократическом плане. Потому что для европейской бюрократии произошла немыслимая вещь: одно дело исключить путинскую Россию, а другое дело — начать создавать то, чего в книжках нет», — говорит в интервью DW оппозиционный политик и шахматист Гарри Каспаров. По его словам, «есть много доброй воли» со стороны ПАСЕ. Он связывает это с тем, что «Европа поняла — война завтра не кончится, и послезавтра не кончится, и более того, в этой войне мы не просители, а мы союзники. Антипутинская Россия из концепции превращается в реальный политический фактор, его надо как-то оформлять».

По итогам часа обмена мнениями договорились проводить общее заседание платформы раз в квартал, а пока, по словам Байр, «надо определить ряд технических вопросов — как участвовать в работе политических групп, как работать в структуре ассамблеи. И надо составить список реалистичных целей — чего мы можем достичь как ассамблея». По ее словам, важна также коммуникация внутри сообщества российских демсил.

Российские демсилы хотят поддержать Украину

О приоритете поддержки Украины говорил врач Андрей Волна, который много работает в Украине, помогая коллегам: «Украина продолжает нуждаться в помощи, не только в гуманитарной, но и в военной. Я здесь за этим». Он отмечает, что для него такой политический уровень — «первая попытка», а своей главной задачей называет «диалог, прежде всего, с европейцами и с украинцами».

«В первую очередь, поддержка Украины. Есть задача помочь Украине, пожелать чтобы Европа лучше и больше помогала Украине. Мне очень хочется, чтобы Украина победила», — так говорит о своих задачах в платформе Надежда Толоконникова. Она рассказала DW после первого заседания, с чем выступала: «Я сказала в своей речи, что я люблю несколько вещей: Украину, феминизм, разрушать аппарат российской империи, еще я люблю единорогов и радуги». Представители украинской делегации в ПАСЕ при этом сдержанно относятся к новой платформе.

Политзаключенные, санкции, борьба с пропагандой, национальные меньшинства

«Мы говорили о политзеках, о том, что их важно освободить», — рассказывает также Толоконникова. Владимир Кара-Мурза называет тему политических заключенных в России приоритетной для себя: «Ситуация катастрофическая. В одной России сейчас больше известных по именам политзаключенных, чем было во всем Советском Союзе в середине восьмидесятых годов».

Он считает важным быть голосом российских политзаключенных и отмечает, что за несколько дней до заседания платформы ПАСЕ приняла резолюцию №2637, «в которой черным по белому говорится, что любое соглашение о прекращении огня в Украине должно сопровождаться освобождением всех узников этой войны, то есть военнопленных, заложников, похищенных детей и российских политзаключенных сидящих из-за своей антивоенной позиции». Кара-Мурза также напоминает, что пять из 15 членов платформы с российской стороны — это бывшие политзаключенные : «Каждый третий участник платформы испытал это на своей шкуре».

Среди других приоритетов в работе Кара-Мурза назвал повышение эффективности санкций в отношении путинского режима, вопрос ответственности за военные преступления, в частности начало скорейшей работы трибунала по агрессии РФ против Украины, учрежденного Советом Европы в 2025 году. Кроме того, он считает задачей платформы «разработку дорожной карты для демократического транзита послепутинской России».

Чеченский общественный деятель, президент «Ассамблеи народов Кавказа», Руслан Кутаев говорил о трибунале против режима Путина по преступлениям, совершенным в России, «начиная с 1999 года: взрывы домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске, война в Чечне и далее».

«У нас достаточно большие задачи, которые были записаны в программу, я предполагаю, что более чем одна задача придется на каждого участника. Я сказал, что я лично заинтересован в той части, которая касается экспертизы, контрпропаганды, но кроме этого, существует и целый ряд задач, связанных с адвокацией в интересах политических заключенных и антивоенных россиян, и то, что касается мирного процесса», — говорит Ходорковский.

Платформа подготовит свои выборы

Вопрос о представительстве висел в воздухе после ожесточенных споров в социальных сетях о том, кто все эти люди и почему они в ПАСЕ. «Сложно говорить о представительстве, потому что нас не избирали. Мне кажется, для меня самое главное — надо приносить пользу, это платформа часть этого пути», — говорит Толоконникова. По ее словам, она представляет проукраинских россиян, феминисток и квир-сообщество: «Точно не всех россиян, потому что они меня видели висящей на суку».

Среди российских демсил обсуждается идея выборов, возможно, через год. «Конечно, мы должны разработать механизм выборов для того, чтобы следующие люди, которые придут, они уже могли говорить «я представляю таких-то». А пока мы здесь для диалога и разработки базовых механизмов коммуникации», — говорит Андрей Волна.

Гарри Каспаров говорит о выборах в платформу как о механизме формирования матрицы для основания новой России: «Мы должны найти способ вовлечь в процесс формирования этой матрицы не только десять, двадцать, двести человек, а десятки или сотни тысяч». По словам Каспарова, есть вопрос интеграции сотен тысяч людей: «Более того сейчас с каждым днем ситуация ухудшается. Мы говорим, в первую очередь, о тех, кто уже уехал, хотя есть и те, кто хотел бы уехать. Почти наверняка в ближайшие месяцы будут приняты законы, которые лишат всех граждан России, у которых есть «иноагентский» и выше статус всех прав. Это означает что появляются сотни тысяч, миллион людей, потенциально без гражданства». Каспаров считает, что это в Европе понимают и заинтересованы в этих людях «думающих, представляющих ценность в разных областях, и в финансах, и в компьютерах, и вообще индустрии». «Как они сказали: «Вы сделаете, а мы поставим штамп. То есть все зависит от того, насколько энергично мы будем действовать».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle