Site icon SOVA

Во внешней политике канцлера ФРГ Мерца — поворотный момент

75707871 403.jpg Deutsche Welle ФРГ

Канцлер Мерц заявил, что ЕС должен выучить язык силовой политики. Несмотря на появившуюся у Евросоюза уверенность в себе, он довольно уязвим при нынешнем миропорядке, пишет Дирк Эммерих в рубрике «Берлинский инсайдер».В речах канцлера Германии Фридриха Мерца (Friedrich Merz) появились новые акценты. В четверг, 29 января он выступил в бундестаге с заявлением правительства, посвященным внешней политике. Мерц говорит о быстро формирующемся новом миропорядке, при котором, по выражению канцлера, Евросоюз и ФРГ должны научится «разговаривать на языке силовой политики». Хотя все это, конечно, не ново, однако тот факт, что подобные высказывания прямо делает глава немецкого правительства, знаменует собой переломный момент.

Хватит уже жалоб на то, что основанный на правилах международный порядок хоронят великие державы. Венесуэла, Гренландия… Январь 2026 года стал сплошным геополитическим катаклизмом. Война в Украине продолжается, Китай готовится захватить Тайвань. А ЕС беспомощно наблюдает. Во всяком случае, пока.

Форум в Давосе как поворотный момент для ЕС

Теперь это может измениться. Поворотным моментом стал состоявшийся на прошлой неделе Всемирный экономический форум (ВЭФ) в Давосе. На нем ЕС неожиданно — и, предположительно, незапланированно — сделал свои первые, пока еще неуверенные шаги в этом новом мире.

Гренландия не продается и не подлежит никаким другим формам присвоения. Если президент США Дональд Трамп не примет это, Брюссель может также ввести штрафные пошлины. Кроме того, Соединенные Штаты — вовсе не пуп земли. Соглашение с блоком Меркосур, куда входят Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай с недавно присоединившейся Боливией, а также договор о свободной торговле с Индией демонстрируют, что ЕС может диверсифицировать свои экономические связи.

Евросоюзу потребовалось некоторое время, чтобы оправиться от шока, вызванного потерей западным миром своего лидера. Сама Европа, кажется, удивлена ​​и недоверчиво протирает глаза. В Давосе впервые стало ясно, что ЕС может стать силой, с которой нужно считаться. В своем правительственном заявлении канцлер Мерц говорит о «счастье самоуважения» и подчеркивает, обращаясь к Трампу: «Как демократии мы являемся партнерами и союзниками, а не подчиненными».

Пока это звучит в больше степени вызывающе, чем уверенно. И Мерц не хочет полностью оттолкнуть непредсказуемого американского лидера. Помимо премьер-министров Италии и Венгрии Джорджи Мелони и Виктора Орбана, он — единственный европеец, у кого есть контакт с Дональдом Трампом. Может, когда-нибудь все снова станет хорошо? Нет, не станет.

Откровение, которого многие так долго ждали, прозвучало предельно ясно: Евросоюз должен взять свою безопасность в собственные руки, а его экономика должна снова стать конкурентоспособной. И то, и другое потребует огромных усилий. Вероятно, тех пяти процентов ВВП на оборону, выделение которых в прошлом году с большим трудом было одобрено странами-членами НАТО, окажется недостаточно. Генсек альянса Марк Рютте считает, что военные расходы необходимо увеличить до десяти процентов от ВВП. Последуют ли этому курсу все государства ЕС, пока непонятно.

Украина оставлена ​​в одиночестве в удушающих тисках

Что поразительно — в заявлении правительства ФРГ по внешней политике Украина практически не играла никакой роли. Но построение без США уверенного в себе посттрансатлантического ЕС требует новых ориентиров для курса в отношении Украины. И этот элемент пазла пока отсутствует.

В прошлом году Брюссель дважды пытался вернуть Дональда Трампа в старый мир международного права — после саммита Трампа с президентом России Владимиром Путиным на Аляске и с помощью плана по Украине, состоящего из 28 пунктов. Однако долговременного результата это не принесло.

Хотя Вашингтон и Киев в последние недели наконец-то договорились о гарантиях безопасности для Украины, они вступят в силу только в том случае, если украинский президент Владимир Зеленский согласится на территориальные уступки в Донбассе, которых требует Путин. Россия и США, действуя сообща, зажали Украину в удушающие тиски. Зеленскому предлагают прекратить сопротивление — и тогда все станет хорошо. ЕС бессильно наблюдает за происходящим.

Украинский лидер тоже это чувствует. Неделю назад в Давосе он выглядел разочарованным, заявив, что ЕС много рассуждает о будущем, но не решается действовать соответствующим образом. Зеленский подозревает, что, возможно, никогда не вырвется из этих тисков, куда его загнали Россия и США. Евросоюз, по крайней мере на этот раз, не сопротивляется, он занят собой. «Не позволяйте себя шантажировать и научитесь разговаривать на языке силовой политики», — призывает Фридрих Мерц. Но что касается Украины, то ЕС сейчас находится в довольно уязвимом положении.

Когда Мерц повторяет, что по-прежнему не стремится к контакту с Путиным, это выглядит как свидетельство собственной несостоятельности. Канцлер, по его словам, не видит необходимости в дополнительных каналах общения для достижения мира в Украине. Европейцы, заверил Мерц, полностью информированы о переговорах между Украиной, США и Россией.

И это звучит как отступление: «Решайте сами». А ведь всего несколько недель назад Брюссель был полон решимости занять место за столом переговоров по Украине. Нет, пока еще не все складывается в новом мире, где ЕС хочет — а главное, должен — научиться говорить на языке силовой политики.

Автор: Дирк Эммерих (Dirk Emmerich), корреспондент немецких телеканалов n-tv & RTL, много лет жил и работал в Москве, а также в Вашингтоне, был корреспондентом n-tv в Сирии, Ливии, Афганистане и других странах, охваченных военными конфликтами.

Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.

Exit mobile version