Site icon SOVA

Депортация мигрантов. Как это происходит в Германии?

73365190 403.jpg Deutsche Welle депортация

В Германии нет аналога Иммиграционной и таможенной службе США. Однако и канцлер Мерц, и его предшественник Шольц сделали все возможное, чтобы ускорить процедуру депортации мигрантов. Как она осуществляется — у DW.В Германии нет аналога американской Иммиграционной и таможенной службе (ICE) — агентства, входящего в состав министерства внутренней безопасности и занимающегося, среди прочего, депортацией нелегальных мигрантов. Впрочем, ситуация могла бы измениться, если бы баварское земельное отделение ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (AдГ) добилось своего.

С его внутренним документом, авторы которого, по-видимому, были вдохновлены действиями ICE при президенте США Дональде Трампе, на этой неделе ознакомилась газета taz. В документе, в частности, предлагается создать в структуре баварской полиции новое подразделение под названием: «Группа по вопросам убежища, розыска и депортации (AFA)».

Насколько эффективной она будет — большой вопрос. За последние 10 лет немецкие власти провели ряд реформ, направленных на упрощение процедуры депортации мигрантов, у которых, используя терминологию чиновников, «плохие перспективы остаться» в ФРГ. Сейчас данные усилия активизировались, поскольку и канцлер Фридрих Мерц (Friedrich Merz), и его предшественник Олаф Шольц (Olaf Scholz) пытались устранить юридические препятствия для высылки.

Эффект заметен в соответствующей статистике: по данным немецкого МВД, с января по ноябрь 2025 года из Германии депортировали 21 311 человек, что на 16% больше, чем за тот же период предыдущего года. С 2023 по 2024 год также наблюдался рост этого показателя на 22%. Кроме того, более 30 000 мигрантов в 2025 году добровольно покинули страну после получения уведомления, согласно которому они должны были выехать из нее к определенной дате.

Кто может быть депортирован из ФРГ?

Как правило, любой мигрант без вида на жительство или любой проситель убежища, чье заявление было окончательно отклонено, обязан после этого покинуть ФРГ в течение установленного срока (месяц для соискателей убежища). В противном случае его депортируют.

Однако есть исключения: некоторым лицам предоставляется «временная отсрочка от высылки» (Duldung), если для их депортации существуют препятствия. Среди таковых: неопределенность в отношении личности высылаемого; семейные связи с другим лицом, имеющим такой же статус; гуманитарные или медицинские причины; наличие у иммигранта работы в Германии. На данный момент около 180 000 проживают в ФРГ со статусом Duldung.

Решение о депортации принимают местные миграционные власти, проверяющие наличие каких-либо юридических препятствий для высылки. Если таковых не обнаружено, назначается ее дата, о которой самому депортируемому не сообщается. Если человек ранее пытался избежать выдворения или если власти считают, что он может попытаться скрыться, его могут заключить под стражу до даты депортации.

«Высылки по своей природе — очень забюрократизированный и трудоемкий процесс», — констатирует Свенья Шураде (Svenja Schurade), исследовательница из Гёттингенского университета, участвующая в общеевропейском проекте, который направлен на изучение последствий депортации и политики возвращения мигрантов на родину.

«Отчасти это связано с тем, что депортации частично обсуждаются на уровне международной дипломатии: на каких условиях страны примут обратно своих граждан? Для этого требуются определенные доказательства и дипломатические отношения. А затем начинается довольно громоздкий организационный процесс», — продолжает Шураде в интервью DW.

Как в Германии осуществляются депортации мигрантов?

Хотя решение о депортации принимается местными миграционными властями, осуществляется она сотрудниками федеральной полиции. В некоторых случаях для крупного выдворения фрахтуются целые самолеты в конкретные страны, и полиция пытается организовать все таким образом, чтобы рейс был заполнен.

В 2024 году около 7300 из 20 100 депортированных из Германии были отправлены домой на чартерных рейсах. Это дорогое удовольствие для государства: фрахт сам по себе может стоить десятки тысяч евро, к тому же на борту самолета должны находиться несколько сотрудников федеральной полиции для сопровождения высылаемых лиц.

Во многих случаях потенциальных депортируемых сначала вызывают в миграционные органы, где сотрудник федеральной полиции сообщает им о предстоящем выдворении. Затем их сопровождают домой, чтобы они могли забрать свои вещи, после чего отвозят прямо в аэропорт. Однако в некоторых случаях полиция появляется в жилищах депортируемых рано утром и задерживает людей. Немецкие полицейские, в отличие от сотрудников американской ICE, носят форму и не используют маски. Они также должны иметь при себе удостоверения и по запросу сообщать свои имена.

Есть множество историй, свидетельствующих о том, с каким стрессом может быть связана депортация. Один из бывших начальников общежития для беженцев на условиях анонимности рассказал DW о случае, когда полиция явилась в пять утра и увезла мужчину с инвалидностью прямо в аэропорт, оставив его жену — также с инвалидностью — без основного опекуна.

Официально депортируемым разрешено делать телефонные звонки до высылки, и в некоторых случаях адвокаты успевали вмешаться в последнюю минуту, чтобы ее предотвратить. Но есть также сообщения о случаях, когда у высылаемых отбирали телефоны.

Как немецкие власти ускоряют процедуру депортаций?

За последние 10 лет правительство Германии приняло ряд мер для ускорения процедуры депортации. Так, в 2015 году был расширен перечень оснований для задержания человека перед высылкой. На следующий год были существенно сужены медицинские основания для освобождения от нее. Теперь исключение делается лишь для лиц с хроническими или угрожающими жизни заболеваниями.

В 2019-м в законодательство были внесены изменения, позволяющие превентивно заключать под стражу лиц, которых считают склонными к побегу. При этом расширили список условий, повышающих риск побега. Кроме того, передача информации о планируемых депортациях стала уголовным преступлением.

В 2022 году закон был дополнен таким образом, что просителей убежища, признанных опасными, теперь можно превентивно заключать под стражу на срок до шести месяцев. А в 2024-м полиции было предоставлено право обыскивать другие комнаты в жилом помещении в поисках депортируемых.

Все это, полагает Свенья Шураде из Гёттингенского университета, не всегда ускоряет процесс высылок. «Наше исследование показывает, что принятые меры не сделали процесс депортации более эффективным. То, к чему они привели, так это усилили социальную изоляцию и загнали людей в еще более уязвимое положение», — подвела итог Шураде.

Exit mobile version