Гражданина РФ Александра Качкуркина выдворили из Казахстана в Россию, где его арестовали по делу о «госизмене». DW спросила у правозащитников, в каких странах россиянам находиться опаснее всего.Власти Казахстана в начале февраля этого года депортировали в Россию 25-летнего IT-разработчика Александра Качкуркина. В РФ его задержали в рамках уголовного дела по обвинению в госизмене и отправили в СИЗО. Об этом сообщил правозащитный проект «Первый отдел».
Правозащитники, с которыми пообщалась DW, обеспокоены ситуацией: выдворение Качкуркина произошло по инициативе властей Казахстана, официального запроса от властей РФ не было. При этом косвенные признаки указывают на то, что власти Казахстана знали, какая участь ждет россиянина на родине. В каких странах гражданам РФ с антивоенными взглядами сейчас опасно находиться, относится ли к ним Казахстан, и где высок риск их экстрадиции?
Почему Казахстан выдал Качкуркина?
Казахстан уже выдавал россиян, обвиняемых в РФ по политически мотивированным делам. Но правозащитники, с которыми поговорила DW, отмечают, что случай с Качкуркиным не типичен, так как Казахстан не получал официального запроса от России на его экстрадицию, а сама процедура проходила молниеносно. По их словам, процесс выдворения Качкуркина занял всего несколько часов, хотя обычно он длится недели или месяцы. Формально власти Казахстана выдворили Качкуркина в связи с «неуважением к законам и суверенитету Республики Казахстан» и необходимостью «пресечения и предупреждения правонарушений». Два административных протокола в отношении россиянина касались мелких правонарушений — за переход дороги в неположенном месте и курение кальяна в закрытом помещении. При этом в «Первом отделе» указывают на то, что протоколы об административных правонарушениях были сфабрикованы.
В России слушания по делу Качкуркина проходят в закрытом режиме, поскольку ему предъявили обвинения, касающиеся государственной безопасности. По статье 275 УК РФ Качкуркину грозит тюремный срок от 12 лет вплоть до пожизненного. Правозащитники проекта «Первый отдел» полагают, что обвинение может быть связано с денежными переводами в Украину. Качкуркин, по данным правозащитников, имеет два гражданства: российское и украинское. Он родился в 2000 году в Крыму, после аннексии полуострова РФ был вынужден получить российское гражданство. В Казахстан уехал по политическим причинам. Жил в Алматы и работал инженером и разработчиком в сфере IT. Сообщается, что, помимо прочего, Качкуркин сотрудничал с компанией OpenAI, был разработчиком языковых моделей GPT. В 2024 году Качкуркин ездил в Россию.
Казахстан уже выдавал россиян
Юрист «Первого отдела» Евгений Смирнов в комментарии DW отметил, что ему неизвестна причина такого поведения властей Казахстана. При этом он напомнил, что это не единственный случай, когда Казахстан выдавал российским властям граждан РФ, в частности, с антивоенной позицией.
Например, в ночь на 2 февраля российской военной полиции был передан Семен Бажуков. Мужчина записался в армию РФ в 2022 году, но осознав ситуацию, бежал в Казахстан, где попросил убежища. А два года назад Казахстан выдал России дезертира Камиля Касимова. В России его приговорили к 6 годам колонии.
Смирнов объясняет, что тогда власти Казахстана хотя бы имели формальные основания, так как Касимова обвиняли в незаконном пересечении государственной границы, но случай с Качкуркиным демонстрирует тревожную тенденцию. «Коллеги недавно сообщили, что в начале этого года несколько адвокатов, занимающихся делами с политической подоплекой, были лишены статуса в Казахстане. Все это очень тревожные шаги», — добавляет он.
Официальных заявлений со стороны Казахстана пока нет. Основательница «Ковчега» Анастасия Буракова в разговоре с DW отметила, что обычно политические кейсы об экстрадиции в Россию в Казахстане рассматриваются в течение месяцев — этого времени достаточно, чтобы помочь преследуемому. «Иногда (политически преследуемого. — Ред.) отпускали под подписку о невыезде, иногда заключали под стражу и держали в СИЗО до года. Таких людей удавалось выдернуть в безопасное место при содействии европейских стран», — говорит она.
Политический активист и бывший музыкант, который, помимо российского гражданства, имеет и второе (не раскрывает его по соображениям безопасности), рассказал DW о «парадоксальной и пугающей ситуации» в Казахстане. По его словам, страна формально движется курсом отдаления от России, однако местная элита продолжает лавировать, время от времени сближаясь с Москвой. «Сюда приезжали Путин и Мишустин встречаться с Токаевым. В этот момент те, кто подавал на ВНЖ или гражданство Казахстана, сталкивались с «откатами» или полными отказами в оформлении документов», — говорит он.
Активист отмечает, что происходящее его сильно беспокоит: «Амплитуда рисков колоссально увеличилась за последнее время». Он знает многих россиян из IT-сферы, работающих в Казахстане, и указывает, что один из знакомых был вынужден уехать в Кыргызстан, поскольку иных вариантов у него не оставалось. В последние месяцы сам активист старается проводить в Казахстане как можно меньше времени из соображений безопасности.
Кыргызстан — еще одна опасная для россиян страна?
Кыргызстан, по словам юриста «Первого отдела» Евгения Смирнова, также остается одной из наиболее опасных стран для российских политических активистов. Известно, как минимум, о трех случаях их выдачи в Россию, где они оказались в тюрьме. Так, к 16 годам колонии был приговорен Алексей Рожков. Его осудили по статьям о теракте (ст. 205 УК), оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК) и распространении «фейков» о российской армии (п. «б» и «д» ч. 2 ст. 207.3 УК). В 2022 году Рожкова задержали в России за поджог военкомата, но отпустили под подписку о невыезде. Он смог уехать в Кыргызстан, однако в 2023 году его задержали люди в штатском и под угрозой насилия вывезли в Россию, передав ФСБ.
К двум годам лишения свободы в России после экстрадиции из Кыргызстана приговорили и россиянку Алену Крылову. Бывшая пресс-секретарь российского движения «За права человека», она участвовала в движении «Левое сопротивление», признанном российскими властями экстремистским. В России на Крылову было заведено уголовное дело о создании экстремистского сообщества. В Кыргызстане ей отказали в убежище, затем арестовали — по запросу РФ она находилась в международном розыске.
Похожая судьба у активиста «Левого блока» Льва Скорякина. Его арестовали в 2021 году в РФ за организацию акции «С Днем ЧКиста», участие в которой он отрицал. В начале 2023 года, после освобождения, он покинул Россию и вскоре был объявлен в межгосударственный розыск. В июне 2023 года Скорякина поместили в СИЗО Бишкека по запросу России об экстрадиции, однако в выдаче отказали, и он подал заявление на убежище в Кыргызстане. Но в итоге активиста вывезли в Москву — он был незаконно похищен, предположительно, сотрудниками ФСБ РФ при содействии ГКНБ Кыргызстана — и поместили в «Бутырку» без процессуального статуса. Там, по данным правозащитников, его пытали, «чтобы он признал, что самостоятельно решил вернуться в Россию».
Грузия и Армения получают запросы от России на экстрадицию
Тревожной, по мнению правозащитников, становится и ситуация в Армении и Грузии, куда после начала полномасштабной войны РФ против Украины, активно уезжали политические активисты из России. Для россиян при въезде в эти страны, как в случае с Казахстаном и Кыргызстаном, виза не требуется, объясняет руководитель проекта правозащитного центра «Мемориал. Поддержка политзаключенных» Сергей Давидис. Власти обеих стран регулярно получают от российских властей запросы на экстрадицию. Но если Армения формально задерживает политических активистов и, как правило, отпускает, то Грузия становится опасной, добавляет правозащитник.
Так, в начале 2026 года в Грузии был задержан бывший помощник экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала Михаил Тимофеев. В России его обвиняют в убийстве предпринимателя Евгения Зори в 2004 году. Тимофеев подавал запрос на убежище в Грузии, но получил отказ. При этом уголовные обвинения в Грузии ему не предъявлены, а запрос Интерпола на арест до задержания был аннулирован, отмечает издание Tbilisi Life со ссылкой на правозащитников. Суд назначил ему три месяца предварительного заключения с возможностью продления для подачи Россией обоснованного запроса об экстрадиции.
Ранее Грузию вынуждено покинули российские активисты Владимир Дубовский, обвиняемый в России в организации террористического сообщества, и Алина Савельева, обвиняемая в распространении «фейков об армии». В Грузии их задержали за незаконное пересечение границы, а их просьбы об убежище отклонили.
В конце 2025 года уведомление о депортации с пятилетним запретом въезда получил волгоградский активист Николай Беликов. Он участвовал в протестах в Тбилиси против закона об «иноагентах». Ему дали 30 суток для добровольного выезда; ранее несколько лет он пытался опротестовать решение грузинских властей. Беликов был членом партии «Яблоко», активистом движения «За честные выборы», организатором «прогулки оппозиции» и митинга с требованием найти заказчиков убийства Бориса Немцова. В Россию он не возвращался с 2017 года. По мнению правозащитников, эти случаи отражают «прагматичное» сближение Грузии с Москвой и рост числа отказов в убежище российским оппозиционерам и активистам.















