73962003 403 1.jpg 1 Deutsche Welle Беларусь

Власти строят «железный занавес» для белорусов?

0

Правозащитники проанализировали действия белорусских силовиков в 2025 году. Их интересовало, снизился ли уровень репрессий в результате переговоров Лукашенко с США.

Правозащитники проанализировали, что происходило в Беларуси в 2025 году, и пришли к неутешительным выводам. По их оценке, власти РБ усилили контроль над гражданами и расширили репрессивные меры. Под новые ограничения попали в том числе те, кто уехал из страны или имеет связь с другими государствами.

Власти придумали, как еще больше ограничить права тех, кто покинул Беларусь

Связь с другой страной все чаще становится поводом для давления со стороны государства. Новые меры затрагивают не только уехавших, но и тех, кто продолжает жить в Беларуси. Правозащитники предупреждают: речь идет о системном ужесточении контроля и очередном шаге к изоляции Беларуси.

С 2023 года наблюдается устойчивый тренд: людей все чаще преследуют уже не за конкретные действия, а за сам факт наличия связи с иностранным государством — будь то иностранное гражданство или вид на жительство. Фактически такая связь постепенно оформляется в отдельное основание для дискриминации, отмечают в Белорусском Хельсинкском Комитете (БХК).

В конце 2025 года появился очередной пример этого подхода. Во-первых, предлагается снимать отпечатки пальцев у граждан Беларуси, живущих в стране, но имеющих второе гражданство или ВНЖ за границей, а также у граждан, официально оформивших постоянное проживание за рубежом.

Во-вторых, предлагается расширить перечень персональных данных, которые передаются государству при пересечении границы. Если раньше такие данные передавали авиа- и железнодорожные перевозчики, то теперь к ним планируют добавить и пассажиров автомобильных перевозок. Особое внимание власти уделяют людям, которые ездят в основные страны политической эмиграции — Польшу и Литву , куда сегодня можно попасть только на машине или автобусе. Однако на практике эта мера затронет всех, кто пересекает границу таким способом. Кроме того, снимать отпечатки пальцев при въезде в страну будут и у большего количества иностранцев — их круг существенно расширяется.

Правозащитники называют такие меры восстановлением «железного занавеса» советского образца и движением в сторону тоталитарного управления. По мнению экспертов, предлагаемые изменения в сфере обязательной дактилоскопии вписываются в общую линию, которую власть проводит после 2020 года, — политику отгораживания от западных стран и усиленного недоверия ко всему, что связано с внешним миром, в том числе с иностранцами.

Произошло очередное ужесточение мер в отношении так называемых «тунеядцев». Теперь повышенные тарифы на жилищно-коммунальные услуги начисляются на всю квартиру целиком, даже если в ней живут работающие люди. Ранее такие тарифы применялись только к доле самого «незанятого в экономике».

Правозащитники отмечают, что эта мера создает дополнительные трудности для людей, уехавших из страны, и может рассматриваться как форма косвенного наказания. При этом вводится элемент коллективной ответственности: в неравное положение попадают не только сами «тунеядцы» , но и их родственники и близкие, которые продолжают жить в этих квартирах.

Белорусские силовики получили больше полномочий

Силовые органы получили право блокировать сайты, а также отключать людей от интернета и мобильной связи, если сочтут, что имеются «сведения о выявленном нарушении закона, причинах и условиях, способствующих совершению преступления».

Также расширены полномочия армии и основания для введения военного положения. Теперь вооруженные силы могут привлекаться в мирное время для предотвращения так называемого «внутреннего вооруженного конфликта», а также для его подавления, если власти сочтут, что он начался. Закон о военном положении приведен в соответствие с новой Военной доктриной, принятой в 2024 году, которая значительно расширила список военных угроз. В результате основания для введения военного положения стали размытыми и допускают произвольное толкование.

В 2025 году отчетливо проявился тренд государственной монополизации образования, культуры и спорта. Если белорус едет на международный конкурс, где страну может представлять только один участник, он обязан не уведомлять, а получать разрешение государственных органов. В выдаче разрешения могут отказать. К этому же относится запрет онлайн-обучения детей, находящихся в Беларуси, в зарубежных школах, полное уничтожение частных школ и ограничение самозанятых в сфере образования.

Юристка Катерина Дейкало поясняет: власти обосновывают свои действия концепцией национальной безопасности. Неформальное образование, репетиторы, кружки и секции объявляются потенциальной угрозой. В обоснованиях прямо заявляется о необходимости контролировать соответствие занятий «традициям белорусского народа» и интересам безопасности. «Это полный идеологический контроль и попытка подчинить остатки общественной жизни государству», — считает эксперт.

Репрессии продолжаются, несмотря на переговоры с США

Правозащитный центр «Весна», который занимается мониторингом политически мотивированных приговоров, отмечает, что освобождение политзаключенных в результате переговоров США с режимом Лукашенко не привело к улучшению ситуации. Силовики по-прежнему задерживают людей, которые затем получают сроки и подвергаются бесчеловечному обращению в заключении.

Того же мнения придерживаются и в БХК. Катерина Дейкало подчеркивает: освобождения сопровождаются насильственным вывозом людей за границу, часто без документов и в неопределенном правовом статусе. В отдельных случаях людей вывозили на территорию воюющего государства, что создает необоснованный риск для жизни и здоровья и является дополнительным нарушением прав человека. Давление продолжается и на родственников.

«Отсутствие продуманной правовой процедуры освобождения подчеркивает цинизм и бессистемность действий властей. Это ситуативные шаги, не свидетельствующие о смене курса», — подчеркивает юристка.

В связи с истечением сроков давности по ряду «политических» статей власти предпринимают различные шаги, чтобы все же подвергнуть наказанию оппонентов режима. В частности, участников протестов объявляют в розыск, чтобы не закрывать дела, заводят административные производства и вносят людей в списки «экстремистов».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle