Site icon SOVA

Белорусские мигранты в США: ожидание убежища не защищает от задержания ICE

75551079 403.jpg Deutsche Welle ICE

Белорусы, которые ждут политического убежища, тоже попадают в иммиграционные лагеря в США. Чтобы избежать депортации, необходимо представить в суде доказательства политического преследования в РБ. Их истории — на DW.До 2025 года граждане Беларуси были одной из группс самым высоким показателем одобрения политического убежища в США — в 2024 его получили более 88% просителей. Но после возращение в Белый дом Дональда Трампа и ужесточения миграционной политики ситуация изменилась.

За последние недели не менее семи граждан РБ были задержаны ICE

Белорус Сергей, живущий в США, рассказывает, что сегодня риски столкнуться с иммиграционными проверками выросли настолько, что он старается лишний раз не выходить на улицу: «По закону, ІCE (Иммиграционная и таможенная служба США) должна проверить статус человека и, если он легален, отпустить. На практике — многих отправляют в иммиграционный лагерь. Сейчас мое передвижение сократилось до маршрута «дом-работа-дом».

Сергей уехал из РБ три года назад из-за участия в протестах 2020-го. Сейчас мужчина находится в ожидании решения о политическом убежище, он имеет право жить и работать в США.

Опасения Сергея не беспочвенны: по данным Ассоциации белорусов Америки, только за последние несколько недель не менее семи граждан РБ в США были задержаны ICE и направлены центры временного содержания иммигрантов. Все они находились в процессе легализации и не имели криминального прошлого.

На начало 2025 года в Проекте защиты просителей убежища (некоммерческая организация Asylum Seeker Advocacy Project) было зарегистрировано более 1600 граждан Беларуси.

В 70% дел подтверждается угроза политического преследования в РБ

Офис Светланы Тихановской в последние месяцы оказывал юридическую поддержку 15 просителям убежища, задержанным ICE. Об DW рассказал советник по правовым вопросам Леонид Морозов.

Как правило, задержания происходили случайным образом: в аэропорту, на вокзале, при остановке агентами автомобиля для проверки. Также были случаи, когда иммиграционные власти вызывали человека на интервью и там задерживали.

Перед началом юридической поддержки представители демсил проверяют информацию о человеке. «В 70% дел люди подтверждают, что им грозит политическое преследование в Беларуси. У 30% — либо подделанные справки, либо выдуманная история», — рассказывает Морозов.

Белорусам, прошедшим проверку, помогают с адвокацией, направляют так называемые письма поддержки в суд. Некоторые из этих дел уже закрыты, по некоторым все еще продолжаются разбирательства. Сейчас в работе у Леонида Морозова семь кейсов. Собеседник отмечает, что иммиграционные дела длятся месяцами, в большинстве случаев в это время задержанный находится в иммиграционном центре. Иногда человека могут выпустить под залог (5000 долларов), но он все равно остается под наблюдением.

Белоруска провела полгода в лагере для мигрантов

История преподавательницы английского языка Вероники Козловской, которая живет в Майями и провела несколько месяцев в иммиграционном центре, закончилась благополучно.

Белоруска легально находится в США с 2017 года, вместе с бывшим мужем она подала документы на получение политического убежища. За время ожидания супруги развелись, Вероника вышла замуж второй раз. В семье трое детей, младший сын родился в декабре 2024 года.

В начале 2025 года произошел инцидент, после которого женщину задержала иммиграционная служба. Пока Вероника заносила домой продукты, ее младший сын спал в машине. Соседи решили, что ему угрожает опасность, и вызвал полицию. По словам Вероники, в итоге ситуация с ребенком не получила никакого развития, но из-за статуса ожидания убежища ее документами заинтересовалась миграционная служба ICE. Женщину задержали. Полгода она провела в иммиграционном центре в штате Нью-Мексико.

По воспоминаниям собеседницы, женская часть лагеря состоит из четырех корпусов, каждый рассчитан на 50 человек. Это гигантский амбар, поделенный на несколько частей: зона отдыха с двумя телевизорами, санузел, спальные места. В корпусе есть несколько стационарных телефонов и 8 планшетов для видеозвонков. Из-за них, говорит Вероника, между женщинами нередко вспыхивали конфликты.

Веронику сначала не выпустили под залог, ей пришлось поменять защитника, что также затянуло рассмотрение дела. Только в ноябре 2025 года белоруске одобрили политическое убежище, и она смогла вернуться к семье. Через несколько месяцев Вероника сможет подать документы на получение грин-карты.

«Получить сейчас «политику» очень тяжело, даже если у тебя все документы на руках, надо показать, что ты достоин, что ты не принесешь проблем этой стране — это очень большая работа», — заключает белоруска.

Белорусам, ожидающим убежище в США, стоит быть готовым к задержанию?

«Буквально на днях был суд (по делу белорусского политэмигранта. — Ред.), судья сделал вывод, что тот ходил на митинги ради того, чтобы приложить фотографии к кейсу. И раз реального уголовного дела в Беларуси нет, то ему безопасно возвращаться, — рассказывает активист белорусской диаспоры из Филадельфии Глеб Ивашкевич. — А то, что людей в РБ сажают за фотографии с протестов пятилетней давности, он не принял во внимание». Этого просителя убежища вновь отправили в один из иммиграционных центров.

Несмотря на то, что случаев депортации из США политических эмигрантов пока не было, собеседник считает, что всем белорусам, находящимся в ожидании политического убежища, стоит быть готовым к возможным задержаниям.

Сам Глеб, который был одним из организаторов протестов 2020 года в Витебске и успел бывать в белорусском СИЗО, находится в таком же положении.

«Несмотря на мой активизм, присутствие во многих оппозицонных организациях, волонтерскую работу, велика вероятность, что меня тоже могут задержать и отправить в иммиграционный центр», — не исключает собседник.

Exit mobile version