На зимних Олимпийских играх в Милане и Кортино д’Ампеццо 13 российских атлетов выступят в нейтральном статусе. Что об их участии и Олимпиаде в целом говорят в России — в обзоре DW.До зимней Олимпиады в Милане и Кортина-д’Ампеццо в нейтральном статусе допущены 13 российских спортсменов. Среди них — фигуристы Аделия Петросян и Петр Гуменник, шорт-трекисты Алена Крылова и Иван Посашков, лыжники Дарья Непряева и Савелий Коростелев, конькобежцы Ксения Коржова и Анастасия Семенова, ски-альпинист Никита Филиппов, саночники Дарья Олесик и Павел Репилов, а также горнолыжники Семен Ефимов и Юлия Плешкова.
Для участия в Играх атлеты не должны были публично высказываться в поддержку войны России против Украины и доказать отсутствие связей с российскими спецслужбами и армией. Кроме того, им было необходимо квалифицироваться на Олимпиаду по спортивному принципу — показав определенный результат в соревнованиях в своем виде спорта. Окончательное решение о допуске россиян и белорусов к ОИ принимала комиссия Международного олимпийского комитета (МОК).
Сомнения в нейтральности четырех спортсменов
Тем временем, журналисты BBC Sport выявили четырех российских спортсменов, допущенных к участию в Олимпиаде, но, предположительно, нарушивших принципы нейтралитета. Так, Петр Гуменник работал с Ильей Авербухом, который был санкционирован Украиной за роль так называемого «крымского посла спорта». И участвовал в мероприятиях на оккупированных территориях Украины. Савелий Коростелев поддерживал военный контент в Instagram, который публиковала его коллега по лыжникам Вероника Степанова. Ксения Коржова оценила пост гимнаста Никиты Нагорного, который подвергся санкциям Украины, Канады, США, Великобритании и Европейского союза за поддержку российской агрессии против Украины. Дарья Непряева посетила тренировочный лагерь лыжной команды в оккупированном Крыму в 2022 году, через несколько месяцев после начала полномасштабного вторжения России в Украину.
В Украине допуск этих спортсменов вызывает серьезную обеспокоенность. Скелетонист Владислав Гераскевич, который будет нести украинский флаг на церемонии открытия Игр, заявил: «Готовиться к соревнованиям на оккупированных территориях или поддерживать войну в социальных сетях — точно неправильно. Называть таких спортсменов нейтральными нельзя, потому что они не нейтральны».
Сам МОК сохраняет сдержанность. В беседе с BBC комитет заявил, что не комментирует отдельные случаи.
Пятые Олимпийские игры подряд без российского флага
Олимпийские игры в Италии станут уже пятыми подряд, на которых спортсмены из России будут выступать без флага и гимна — с 2018-го по 2022-й это было следствием допингового скандала на Играх-2014 в Сочи, а позднее — вторжения в Украину.
Если верить результатам опроса российского Фонда общественного мнения (ФОМ), начиная с сочинских ОИ количество жителей России, следящих за соревнованиями, только падает. Так, в этом году следить за ходом турнира собираются всего 27% россиян — почти в два раза меньше, чем за прошлой зимней Олимпиадой в 2022-м. Тем не менее, интерес к Играм сохраняется среди российских спортивных чиновников, журналистов и ветеранов спорта. Уже традиционно в преддверии Олимпиады обсуждаются условия участия в ней атлетов из РФ.
Путин не занял жесткую позицию
Впрочем, если еще два года назад в российском инфополе активно велись обсуждения, должны ли российские спортсмены в принципе проходить процедуру для участия в Играх в нейтральном статусе, то теперь споров на этот счет стало заметно меньше.
В конце 2023 года президент РФ Владимир Путин не исключал возможность отказа страны от выступления на летней Олимпиаде в Париже. А в июне 2025-го он ограничился дежурным комментарием с обвинением международных спортивных организаций в занятии «политикой», а не спортом: «Во всяком случае (эти организации. — Ред.), ориентируются на текущую политическую конъюнктуру, а не на то, чтобы отстаивать идеалы олимпизма», — сказал он в разговоре с главой Олимпийского комитета России (ОКР) и министром спорта Михаилом Дегтяревым.
Дегтярев несколько месяцев спустя, 3 февраля 2026-го, пообещал, имея в виду российских атлетов, допущенных до соревнований в нейтральном статусе, «болеть за ребят во что бы то ни стало». «Безусловно, наша цель — вернуть на мировую арену всех спортсменов из России под флагом и с гимном», — продолжил он. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков же выразил мнение, что «спортсменов нужно всячески сподвигать сохранять графики подготовки к высшим международным соревнованиям и участвовать в них, отстаивая свои интересы и интересы страны», а решение об участии в Играх должны принимать они сами.
Олимпиада-2026: Российские чиновники не спорят друг с другом
В похожем ключе высказалась и президент Федерации лыжных гонок России (ФЛГР) Елена Вяльбе, ранее называвшая Олимпиаду в Париже «убожеством» и настаивавшая, что на участие в Играх нужно соглашаться только с российским флагом и гимном. В апреле 2025 года она заявила, что «несмотря ни на что» российские атлеты готовятся к Олимпийским играм, и назвала их «главной целью».
Позднее, в декабре того же года, Вяльбе заявила, что не будет комментировать все, что касается Олимпиады-2026. Президент Федерации санного спорта России (ФССР) Наталия Гарт 5 февраля сказала, что не поедет на Игры в качестве туриста, а подождет, пока ее «пригласят в качестве президента ФССР». Тренер сборной России по ски-альпинизму Павел Шабалин, в свою очередь, рассказал, что «не поддерживает ни тех, ни других» в споре об участии в ОИ в нейтральном статусе. «Я в стороне. Я смотрю сбоку и воспринимаю мнения и тех, и других», — сказал он изданию «Спорт-Экспресс» 3 февраля.
Прямо против позиции министра спорта Дегтярева среди значимых официальных лиц не выступил никто. Но в российских медиа, тем не менее, встречались голоса, ставившие вопрос о возможном бойкоте Олимпиады. Например, двукратная олимпийская чемпионка по биатлону Светлана Ишмуратова в беседе с телеканалом «Матч ТВ» еще в декабре 2025-го выразила сомнение в необходимости участвовать в соревнованиях, если до них будут допущены всего два российских лыжника (так в итоге и случилось). «А какое пренебрежение и неуважение проявляют к нашей федерации, общаясь со спортсменами напрямую! Все чаще задаю себе вопрос, есть ли смысл отправлять туда наших ребят на таких условиях?» — сказала она.
«Да, основная рамка (споров вокруг Олимпиады. — Ред.) поменялась . Если сравнивать с ситуацией (перед Олимпиадой. — Ред.) двухгодичной давности, то градус истерии в целом снизился», — делится в разговоре с DW спортивный журналист Сергей Кривохарченко. По его мнению, это связано со сменой риторики российской пропаганды в сторону скорой «нормализации» и якобы осознания в мире политической «правоты» Москвы.
Спор вокруг необходимости транслировать Олимпиаду
Совсем без дискуссии в российском публичном поле, однако, не обошлось. Незадолго до старта ОИ в российском инфополе развернулась дискуссия вокруг того, нужно ли транслировать соревнования по телевизору. «Остаются по-прежнему люди, которые чуть ли не показ Олимпиады на федеральном телевидении рассматривают как предательство», — говорит Кривохарченко.
Среди противников показа Олимпиады он вспоминает известного бывшего хоккеиста и депутата Госдумы Вячеслава Фетисова, «который когда-то рвался к свободе в НХЛ и пробивался туда всеми силами, а в последние несколько лет регулярно высказывается в том духе, что не смотрит «предательские» чемпионаты мира по хоккею и Олимпиады тоже». «Я считаю предательством смотреть хоккей там, где нас нет по надуманным причинам», — говорил Фетисов в начале февраля изданию «Чемпионат».
Другого мнения придерживается известная российская и советская тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова. «Почему весь мир должен смотреть Олимпийские игры, а мы не должны? Это нечестно. С нами поступают нечестно, но мы-то с собой должны поступать честно. Столько денег у нас тратится на страшную ерунду, я ведь смотрю, какие передачи идут. Я думаю, что посмотреть часть Олимпийских игр будет совсем неплохо», — приводит ее слова «РИА Новости Спорт».
«Неправильно, что по российскому ТВ не покажут Олимпиаду. Надо, чтобы ее смотрел народ! Это история: в Кортина д’Ампеццо (на Играх 1956 года. — Ред.) были чемпионами (советские лыжники. — Ред.) Козырева, Терентьев, Аникин, Колчин, Кузин. Мы хороним свою историю. Больше, чем мы сами себе вредим, никто не вредит. Мы сами себе враги», — вторил Тарасовой четырехкратный олимпийский чемпион по биатлону Александр Тихонов.
Надежд на олимпийское перемирие нет?
Олимпийское перемирие — старая традиция, которая предписывает всем государствам мира в течение периода, начинающегося за неделю до открытия и кончающегося через неделю после закрытия ОИ, останавливать боевые действия.
Перед Олимпиадой в Париже 2024 года Владимир Путин рассказал, что обсуждал возможное олимпийское перемирие с главой Китая Си Цзиньпином. Тогда он назвал его, наряду с другими принципа олимпизма, правильными и конструктивными. И сразу после этого обвинил «международных спортивных чиновников» в якобы «нарушении принципов Олимпийской хартии» и политизации спорта. «Сами нарушают, а от нас требуют исполнения (хартии. — Ред.)», — посетовал тогда Путин.
Его пресс-секретарь Дмитрий Песков же заявил, что Киев «использует такие инициативы для попытки перегруппироваться и перевооружиться, что существенно осложняет процесс рассмотрения подобных идей». В итоге военные дейтвия в Украине на время тех Игр приостановлены не были.
В этом году, несмотря на свежие призывы заключить олимпийское перемирие со стороны президента Италии Серджо Маттареллы и председателя Генассамблеи ООН Анналены Бербок (Annalena Baerbock), а также принятие ГА резолюции с соответствующим призывом, из Кремля не последовало вообще никакой реакции. Спикер МИД Украины осенью 2025-го говорил, что Киев поддерживает идею всемирного перемирия на время Олимпиады.
В течение нескольких месяцев идею о прекращении огня на этот срок раскритиковали депутат Госдумы РФ и олимпийская чемпионка Светлана Журова, известный российский спортивный журналист Дмитрий Губерниев и двукратный олимпийский чемпион Дмитрий Васильев.
«Я не знаю, почему все так возбудились снова. Эти высказывания европейских чиновников в определенной степени потрясают . Абсолютно понятно, что российское руководство плевать хотело и на Олимпиаду, и на Олимпийскую хартию, и на перемирие. Оно преследует свои цели варварскими методами», — резюмирует Сергей Кривохарченко.















