Первый криптобанк в Беларуси должен появиться примерно через полгода. Кто сможет пользоваться его услугами?Александр Лукашенко 16 января подписал указ «О криптобанках и отдельных вопросах контроля в сфере цифровых знаков (токенов)». В Беларуси уже есть криптофермы, которые занимаются майнингом, есть криптобиржи (сейчас жителям страны разрешено пользоваться только белорусскими криптобиржами). Спустя примерно полгода, по прогнозам белорусского Нацбанка, в Беларуси появятся и криптобанки. Что это такое и как они будут работать, объясняет Анастасия Лузгина, старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC.
Что такое криптобанк?
В указе говорится, что криптобанк — это акционерное общество, которое может совмещать деятельность с использованием цифровых знаков (токенов) и банковские, платежные и другие финансовые операции. Криптобанки, как и классические банки в Беларуси, будут контролироваться Нацбанком страны. Но при этом они должны будут иметь статус резидента Парка высоких технологий (ПВТ), где обычно регистрируются IT-компании. Резиденты ПВТ в Беларуси пользуются налоговыми льготами, вероятно, они будут распространяться и на криптобанки.
Уставный фонд криптобанка — 20 миллионов белорусских рублей, еще 10 миллионов — обязательный депозит, который должен быть размещен в Национальном банке (в сумме это около 10 миллионов долларов).
«Криптобанк — это все-таки не классический банк, для него действуют особые нормы, — объясняет Анастасия Лузгина. — Уставный фонд обычного классического коммерческого банка, к примеру, должен составлять 45 миллионов рублей (больше 15 миллионов долларов. — Ред.)».
Экономист обращает внимание, что для обычного коммерческого банка в Беларуси действует гарантия со стороны государства по вкладам для физлиц: «Если с банком что-то случается, и он не может выплачивать свои обязательства перед клиентами, то населению будут полностью возмещены вклады, которые находятся в этом конкретном банке. Но это правило не действует для криптобанка. То есть криптробанк — это больше финансовая компания, наделенная в том числе и банковскими функциями».
Какие услуги будет предлагать криптобанк?
В указе нет перечня операций, которыми будут заниматься криптобанки. Их определят, когда криптобанки в Беларуси начнут регистрировать — это, по прогнозам Нацбанка, произойдет примерно через полгода. «Что касается банковских, классических операций, это будет уже конкретно прописываться в отношении того или иного криптобанка», — считает Анастасия Лузгина.
Однако в документе отдельно прописано, кому разрешат расчеты через криптобанк в токенах. Что касается частных лиц, отдельно говорится о ремесленниках, тех, кто занимается агроэкотуризмом, а также самозанятых, ведущих самостоятельную профессиональную деятельность (то есть тех, у кого нет ни нанимателя, ни сотрудников). При этом оплату в криптовалюте они должны получать от компаний-нерезидентов Беларуси.
Что касается белорусских юрлиц, разрешены будут также лишь расчеты с компаниями-нерезидентами. Расчетов в криптовалютах между белорусскими работниками и белорусскими компаниями в списке разрешенных нет.
Появятся ли криптокарты?
Говоря о том, какие услуги в перспективе сможет предлагать криптобанк, первый зампред правления Нацбанка РБ Александр Егоров привел в пример самозанятых в Беларуси. По его словам, они смогут получать зарплату в криптовалюте при условии, что она будет проходить через криптобанк. Также, по его словам, будет возможность выпускать карты, которые будут привязаны исключительно к криптосчету.
«Как будет происходить обмен токенов, допустим, в криптоаккаунте на традиционные деньги, технически уже будет определяться технологиями банка. Скорее всего, это будет выглядеть так: вначале перевод токенов в белорусские рубли, либо какую-то другую валюту в рамках криптобанка. Потом осуществляются уже обычные расчеты», — говорит Лузгина.
Какие есть риски у потенциальных клиентов?
В указе говорится, что на главной странице официального сайта криптобанка должны быть размещены сведения о рисках вложения средств в криптовалюту, о том, что на вклады не распространяются гарантии возврата банковских вкладов. Криптобанк также должен будет предупреждать о рисках и в своей рекламе.
«Криптобанк работает с активами, которые очень волатильны. То есть на них можно как зарабатывать, так, конечно, и терять. И это нужно понимать. Это не обычный коммерческий банк, задача которого, прежде всего, сохранить деньги своих клиентов. Криптобанки, конечно, хотят сохранить деньги своих клиентов, но при этом риски намного выше в силу того, с какими активами они работают», — объясняет Лузгина.
Беларусь с криптобанками всех опередила?
Нацбанк Беларуси представил указ о криптобанках как новаторство. «Действительно, регулирование именно криптобанков — это не распространенное явление. Не знаю другую страну, где бы оно было создано, — говорит Анастасия Лузгина. — Есть примеры в международной практике похожих структур. Но они часто регулируются уже в рамках действующего законодательства. А в Беларуси мы имеем дело со специально разработанным законодательным актом под конкретный вид финансовой структуры».















