Данные из архивов Джеффри Эпштейна свидетельствуют: российский правящий класс оказался органично встроен в теневые западные сети. В этом нет ничего удивительного, считает Иван Преображенский.Мировые медиа активно изучают архивы Джеффри Эпштейна, международного авантюриста и сутенера, принуждавшего несовершеннолетних к сексу. Причем трудно не заметить в списках многочисленных россиян. Обсуждают даже, не мог ли американец, приятель президентов Клинтона и Трампа, быть агентом российских спецслужб. Но разве только гипотетическая связь с ФСБ связывает Эпштейна с российским правящим классом?
Настоящий Запад — дикий?
Сросшиеся в России после распада СССР советские номенклатурщики, чекисты, вроде Владимира Путина, и бандиты, вроде лично знакомых ему по «бандитскому» Петербургу «тамбовских», рвались в капитализм, потому что хотели жить «как на Западе». Этот Запад для них ассоциировался с правом делать что угодно, если есть у тебя «реальные» связи и «бабки». Благо, похожих людей, как показывает, в том числе, и скандал вокруг архивов по делу Джеффри Эпштейна, и на Западе хватает.
Тем не менее Путин часто жалуется, что в «элитный клуб» на Западе россиян так и не приняли. Дискриминация, говорит он. Досье Эпштейна показывает, что как раз в закрытых клубах нарушителей закона, насильников и сутенеров некоторые представители российские элиты, похоже, были все эти годы своими. Еще и поставляли туда своих соотечественниц, не всегда даже достигших «возраста согласия».
Может как раз это и закрыло им возможность институционально встроиться в мировую высшую лигу? Там авантюристов и преступников, конечно, хватает, но равняться на них не считается хорошим тоном. В России, очевидно, даже не приходится надеяться на попытки расследования скандальных свидетельств из архива Эпштейна — слишком велик риск выйти на самих себя. В отличие, как уже видно, от Европы, где это уже стало поводом для реальных отставок, как экс-еврокомиссара Питера Мандельсона, или возбуждения уголовных дел, как, например, в Литве.
Что роднит российский правящий класс и клиентов Эпштейна
Российские связи и знакомства Эпштейна могли быть весьма обширными. В архиве множество разнообразной информации об его возможных контактах — от олигархов и министров до активистки движения «Наши» Марии Дроковой, помощницы основателя прокремлевского молодежного движения Сергея Якеменко. Уехав в США, она якобы помогала Эпштейну с пиаром. Есть там даже письма, посвященные трудоустройству сына российского постпреда при ООН Виталия Чуркина. Впрочем, о скандальных подробностях жизни знаменитостей можно теперь прочитать в «желтой» прессе, факты о преступлениях — у журналистов-расследователей. Мне же интереснее показалось не анализировать предполагаемые связи Джеффри Эпштейна со спецслужбами (его наверняка, как минимум, использовали) или очевидные скандалы, но попробовать показать фундамент, роднящий два мира: российский правящий класс и клиентов Эпштейна.
Например, не секрет, что спецслужбы, в том числе советские, в их лексике «подкладывали» женщин (и мужчин) под «объекты», с целью собрать информацию или оказать влияние. Российские и позднее применяли эти методы, например, против оппозиционеров еще в 2000-х. Примерно так же делал и американский организатор торговли несовершеннолетними. Базовое тут — сходство методов. На этой основе возникает естественная связь с Якеменко, который, как утверждает главный редактор The Insider Роман Доброхотов, занимался подбором проституток для высокопоставленного кремлевского чиновника Владислава Суркова, или другими высокопоставленными российскими сутенерами.
Закрытые острова и секс-вечеринки, которые могли сопровождаться “организацией проституции”? Задержание российских олигархов во главе с Михаилом Прохоровым в Куршевеле с примерно теми же обвинениями еще в 2007 году (пусть дело и было закрыто, как некоторые против Эпштейна) ничего не напоминает? В случае с россиянами, это еще и продолжение советской традиции закрытых «правительственных» саун, превратившихся в эпоху застоя в реальные центры принятия решений.
Ну и, наконец, простой принцип: цель оправдывает средства.
Кремль старается «перевести стрелки»
В отличие от британского премьера Кира Стармера, Владимир Путин даже не пытается публично делать вид, что потрясен данными из досье Эпштейна. Напротив, Кремль старается «перевести стрелки». Пропагандисты радостно смакуют связи с Эпштейном европейских королевских фамилий, американских политиков и бизнесменов, но про своих россиян — молчок. Но и этого мало.
Российские провокаторы уже начали штамповать фальшивые публикации про якобы пикантные упоминания президента Франции Эмманюэля Макрона и торговлю Эпштейном украинскими, а не российскими несовершеннолетними. Задача проста — убедить россиян, что весь мир так же грязен, как российский правящий класс — бежать просто некуда.
Автор: Иван Преображенский, кандидат политических наук, эксперт по Центральной и Восточной Европе, обозреватель ряда СМИ. Автор еженедельной колонки на DW. Иван Преображенский в Facebook.
Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.

