Site icon SOVA

Кто представит Европу в мирных переговорах по Украине?

60689791 403.jpg Deutsche Welle переговоры

Некоторые страны ЕС призывают открыть дипломатические каналы с Кремлем, чтобы Европа вместе с США заняла место за столом переговоров между Украиной и РФ. Готов ли к этому Брюссель и кто может стать переговорщиком?В Евросоюзе заговорили о необходимости назначить своего спецпосланникадля диалога с Кремлем, чтобы таким образом получить место за столом переговоров по завершению войны в Украине. Сейчас эти переговоры продолжаются в трехстороннем формате между Киевом и Москвой при участии Вашингтона. Посредниками от американской стороны выступают спецпосланник президента США Стив Уиткофф и Джаред Кушнер, зять президента США Дональда Трампа. Они ведут «челночную дипломатию» с Кремлем и за последние месяцы дважды встречались с российским президентом Владимиром Путиным.

Несмотря на то, что Евросоюз является одним из главных партнеров Украины и заинтересованной стороной в мирном урегулировании, до сих пор его представители не были официально представлены на переговорах по завершению войны и влияли на них лишь косвенно. Во многом это объяснялось тем, что с начала полномасштабного вторжения на прямые контакты с Москвой в Брюсселе был наложен запрет, который нарушали лишь главы правительств Венгрии и Словакии Виктор Орбан и Роберт Фицо.

Начать диалог с Кремлем, чтобы попасть за стол переговоров

Однако в конце 2025 года о необходимости возобновить дипломатический диалог с Россией ради успеха переговоров по заключению мирного соглашения между Украиной и РФ первыми в ЕС публично заявили президент Франции Эмманюэль Макрон и премьер-министр Италии Джорджа Мелони.

А в начале февраля на фоне очередного раунда переговоров между Украиной, США и Россией призывы назначить спецпосланника ЕС для общения с Москвой прозвучали от лидеров стран Балтии. В частности, президент Эстонии Алар Карис заявил, что «не президент Трамп, а ЕС» должен был начать поиск «мирных решений». «Пару лет назад мы были в позиции, что не разговариваем с агрессорами, а теперь переживаем, что нас там нет (за столом переговоров. — Ред.)», указал Карис.

Премьер-министр Латвии Эвика Силиня также убеждена, что ЕС «должен заниматься дипломатией, одновременно продолжая «изолировать Россию и как прежде применять к ней санкции». «Мы должны быть за столом переговоров, потому что украинцы сами начали переговоры. Так почему европейцы не должны их вести?», — сказала Силиня.

Тем временем Париж уже начал налаживать каналы общения с РФ и, по сообщению ряда информагентств, направил на этой неделе в Москву дипломатического советника президента Макрона. Насколько своевременными и уместными являются эти европейские предложения вывести Москву из дипломатической изоляции, чтобы за столом переговоров помочь Киеву достичь выгодного и эффективного мирного соглашения с РФ? И кто именно должен говорить с Кремлем от имени Европы?

Аналитик: «Европа не хотела играть сильными картами»

Европу всегда тревожило, когда президент Трамп делал громкие заявления о переговорах между Украиной и Россией и о своей ведущей роли в них, поскольку она стремилась сама принимать участие, сказал в комментарии DW Юрай Майчин, политический аналитик и руководитель проектов в сфере обороны и безопасности Центра европейской политики в Брюсселе. «Но при этом Европа никогда не выступала со своей стратегией и всегда отказывалась играть своими сильнейшими картами, когда речь шла об Украине», — констатирует аналитик. Он отмечает правомерность желания ЕС быть за столом переговоров, но замечает, что в вопросах Украины «Европа может включить только свой режим реагирования, а не действия».

То, что европейцы «не видели необходимости вмешиваться» в мирное урегулирование, инициированное президентом Трампом, объясняется тем, что «сначала они скептически относились к тому, что США смогут договориться о прекращении огня или мирном соглашении между Украиной и Россией», считает старший научный сотрудник брюссельского аналитического центра Friends of Europe, бывший высокопоставленный чиновник НАТО Джейми Ши. «Но поскольку США добились успеха в вовлечении Киева и Москвы за стол переговоров и давлении на Украину, чтобы она приняла многие российские требования, особенно территориальные уступки, европейцы обеспокоились, учитывая важность Украины для их собственной безопасности», — поясняет Ши.

Еврокомиссия: Общей позиции по контактам с Москвой нет

В Брюсселе осознают, что момент, когда должен состояться контакт с президентом РФ Путиным, рано или поздно наступит. «Проблема заключается в том, что сейчас мы практически не видим никаких сигналов готовности (со стороны РФ. — Ред.) действительно достичь мира в Украине. И это необходимо учитывать, когда мы говорим о прямых переговорах с президентом Путиным», — сказала представитель Еврокомиссии Паула Пиньо.

Пока в Еврокомиссии наблюдают за попытками президента Франции Макрона наладить каналы связи с Кремлем, но «общей позиции среди государств-членов» по этому поводу нет, хотя в последнее время несколько стран Евросоюза высказались в поддержку идеи переговоров с Россией, признала Пиньо. «Мы увидим, насколько она будет распространяться, и появится ли большинство среди лидеров ЕС, которые будут отстаивать такой подход», — сказала она.

Литовский европарламентарий от Европейской народной партии Пятрас Ауштрявичюс считает, что Европе давно нужно было назначить спецпредставителя на мирные переговоры между Украиной, Россией и США. «Это давно назрело, такое решение будет свидетельствовать о готовности ЕС играть активную роль, а не просто следить за инициативами США и комментировать их. Нам нужна эта должность!», — сказал Ауштрявичюс в комментарии DW. Он убежден, что двусторонние контакты типа Париж-Москва «не могут заменить политику на уровне ЕС».

Кто в ЕС умеет говорить с Москвой

В экспертных кругах Брюсселя уже обсуждают имена потенциальных посредников от ЕС в переговорах с Россией по завершению войны в Украине.
Помимо президента Макрона и премьер-министра Мелони, называют также имя канцлера Германии Фридриха Мерца (Friedrich Merz). Однако фаворитом считается президент Финляндии Александр Стубб, хорошо понимающий специфику отношений с Россией. Некоторые указывают на итальянского политика Марио Драги, который на момент начала полномасштабного вторжения возглавлял правительство Италии и занимал последовательную проукраинскую позицию.

Звучит также имя Каи Каллас, высокого представителя ЕС по вопросам внешней и оборонной политики. Однако, по мнению Юрия Майчина из Центра европейской политики, ее кандидатура «не будет иметь достаточного веса» за столом переговоров по Украине. В целом эксперт подчеркивает, что прийти к единому знаменателю по этому вопросу ЕС будет «очень сложно» — и это станет возможным, вероятно, только на последнем этапе переговоров.

«Сначала — общая европейская стратегия, потом — спецпосланник по России»

Пока страны-члены ЕС и «Коалиции желающих» вместе с Великобританией не договорятся о совместной стратегии мирного соглашения для Украины, все дипломатические инициативы по назначению посредника для общения с Россией будут оставаться символическими, уверен бывший чиновник НАТО Джейми Ши. Он объясняет, что пока нет четкого понимания, чего хотят сами европейцы, поддерживают ли они мирный план США и готовы ли предложить собственную альтернативу.

«Так что в этих обстоятельствах потенциальный спецпосланник ЕС по вопросам России окажется в затруднительном положении, поскольку не сможет донести единую европейскую позицию и лишь продемонстрирует Путину разногласия, которые существуют в Европе», — делает вывод аналитик.

Exit mobile version