75873791 403.jpg Deutsche Welle коррупция в Молдове

Борьба с коррупцией в Молдове: судьи сопротивляются проверкам

0

Судьи, ведущие антикоррупционные дела, в Молдове сами не проходят оценку на неподкупность. Каковы результаты проводимого в стране веттинга и почему глава Гагаузии уже полгода ждет в тюрьме апелляции — у DW.В Молдове процесс веттинга — внешней проверки судей и прокуроров на неподкупность и происхождение имущества, продлен до конца 2026 года. Как часть реформы правосудия этот механизм был запущен летом 2022 года и начался с Высших советов магистратуры (ВСМ) и прокуроров (ВСП). Позже стали проверять судей Апелляционных палат. По результатам 2025 года комиссия проверила 50 судей, треть из них пришлось уволить.

Из-за этого резонансный семилетний приговор, вынесенный в августе 2025 года башкану Гагаузии Евгении Гуцул за незаконное финансирование ныне запрещенной в Молдове пророссийской партии «Шор» до сих пор не вступил в законную силу. Одна из апелляционных судей, рассматривавших дело Гуцул, не прошла веттинг, и дело отложено до 26 февраля. Адвокаты теперь требуют освободить подзащитную из тюрьмы, она остается действующей главой автономии, в которой должны пройти выборы.

Судья по делу о коррупции не прошла оценку

Апелляционная палата объяснила перенос заседаний по делу Евгении Гуцул невозможностью сформировать судейскую коллегию. Судья из прежнего состава Ольга Кожокару провалила процедуру внешней оценки и по решению Высшего совета магистратуры утратила право выносить вердикты. Судья, в свою очередь, оспорила решение, и ситуация подвисла, создав процедурный инцидент.

Уголовно-процессуальный кодекс Молдовы отводит на подобные дела, как правило, два месяца, используя принцип «разумного срока» при судебных разбирательствах. Но в случае с башканом Гагаузии, которая содержится в кишиневском СИЗО №13, в спецблоке для бывших чиновников и политиков, дело затянулось более, чем на полгода.

«Евгения Гуцул в данный момент находится под бессрочным арестом и это мера пресечения», — поясняет эксперт в области юстиции сообщества WatchDog Александр Бот. То есть, она пока не отбывает наказание, так как приговор не окончательный, но ее и вряд ли отпустят. Ситуацию он называет «издержками нескончаемой реформы юстиции», ведь было очевидно, что веттинг вызовет кадровый голод в судебной системе, а никаких мер не было предпринято.

Судьи сопротивляются и бегут из системы

Но нужно учитывать, что судебная система изнутри оказывает сопротивление, говорит адвокат, член группы экспертов в области юстиции при Институте европейских политик и реформ Анжела Попил. В мае 2024 года, напоминает она, из Апелляционной палаты Кишинева половина судей — 20 человек, одновременно ушли в отставку по собственному желанию, существенно осложнив работу органов правосудия.

Глава Высшего совета магистратуры Сергей Караман тогда объяснил их уход именно нежеланием проходить оценку комиссией по веттингу, состоящей из национальных и зарубежных экспертов. По закону, судьи имеют право отказаться от проверки их деятельности, а также деклараций о доходах и имуществе, взамен на уход из системы.

Важно понимать, указывает Анжела Попил, что судьи после получения уведомления о проверке выждали законные 20 дней и подали заявления об отставке организованно, в самый последний день: «И сегодня жесткое сопротивление веттингу продолжается”.

В данный момент в Молдове внедрен временный трансфер судей из судов первой инстанции в вышестоящие, чтобы сдвинуть с мертвой точки некоторые дела. Но это, по мнению Александра Бота, глобально не решает проблему, так как, кроме кейса Евгении Гуцул, в таком же подвешенном состоянии находятся около тысячи дел в гражданских, уголовных и административных судах.

«При отрицательном результате внешней проверки, пока не решится спор между уволенным судьей и Высшим советом магистратуры, рассмотрение ведомых таким судьей дел не ведется. А почему это так устроено, никто не знает», — говорит Александр Бот.

Неизбежные риски и позиция президента

По данным Минюста Молдовы, всего с момента старта веттинга около 300 судей и прокуроров подверглись проверке на добросовестность, и лишь треть из них продолжили работать. На сегодня в судебной системе Молдовы вакантны около 120 должностей, что составляет пятую часть от общего числа судей. По подсчету Высшего совета магистратуры, в отдельных районах на одного судью приходится более 2000 дел в год.

Веттинг сильно усложнил рассмотрение дел, признает Анжела Попил, но это неизбежные риски при такой глобальной реформе юстиции: «Как адвокат я теперь сразу предупреждаю своих клиентов о рисках затягивания дел и поясняю, что иначе быть не может».

Вакансии нужно заполнить профессионалами, добавляет Александр Бот, но они не спешат их занимать и лишь наблюдают, чем все закончится. Веттинг принимался как мера временная, продолжает эксперт, но идут разговоры, что это будет постоянный процесс, и есть сигналы о его распространении не только на суды высшего уровня, но и на всех судей Молдовы. «И мы увидим еще больше увольнений из системы», — считает Александр Бот.

Парламент Молдовы в конце прошлого года уже принял поправки к закону о веттинге, расширив список судей, подлежащих проверке для создания специальной антикоррупционной коллегии. Президент страны Майя Санду на специальной пресс-конференции объяснила это неудовлетворительными результатами и затягиванием громких уголовных дел.

Ситуация постепенно стала улучшаться, отметила она, но часть «участников правосудия продолжают сотрудничать с преступниками». В пример Майя Санду привела кейс против организованной преступной группы, который рассматривается в суде уже 11 лет, а до истечения срока его давности осталось 4 года. Также она упомянула дело о мошенничестве в Banca de Economii — части «кражи миллиарда», которое безрезультатно рассматривается с 2013 года.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle