65333326 403.jpg Deutsche Welle Али Керимли

Дочь политика Керимли: у Баку есть ощущение безнаказанности

0

По словам правозащитников, ситуация с правами человека в Азербайджане продолжает ухудшаться — под арестом находится один из лидеров оппозиции. Сможет ли Запад повлиять на положение дел в стране — в обзоре DW.Суд в Азербайджане продлил срок ареста одного из лидеров местной оппозиции, председателя национал-демократической партии «Народный Фронт Азербайджана» (ПНФА) Али Керимли. Мера пресечения для политика, обвиняемого по статье о действиях, направленных на насильственный захват власти или насильственное изменение конституционного строя государства, была избрана 1 декабря 2025 года. Вместе с ним суд арестовал члена правления ПНФА Мамеда Ибрагима. Политикам грозит от 12 лет в тюрьме до пожизненного заключения.

По данным государственных СМИ Азербайджана, во время обыска в ноябре у Керимли были найдены письма от Рамиза Мехтиева, бывшего главы администрации президента, также подозреваемого по статьям о подготовке насильственного захвата власти и о легализации имущества, полученного преступным путем.

Сам Керимли называет свое преследование политически мотивированным. Зампред ПНФА Сеймур Хази в комментарии изданию «Кавказский узел» заявил, что обвинение против него «нелепо и лишено всяких правовых оснований». «Эти обвинения выглядят абсурдно», — делится в беседе с DW дочь Али Керимли Сезанн. Ее отец, продолжает она, занимался мирной оппозиционной деятельностью, и доказательств обратного «за десятилетия» представлено не было. «Более того, в деле отсутствуют обвиняемые из числа силовиков или военных, без которых в принципе невозможен государственный переворот», — указывает она.

Ситуация с правами человека в Азербайджане: оценки правозащитников

Правозащитная организация Amnesty International в своем заявлении после ареста Керимли назвала «сомнительными» обвинения в его адрес и призвали официальный Баку освободить его, если тот «не сможет предоставить разумные доказательства предполагаемого уголовного преступления». «Все, что они продемонстрировали до сих пор, схватив его (Али Керимли. — Ред.) и удерживая без связи с внешним миром, тем самым лишив его права на справедливое судебное разбирательство, — это их решимость продолжать волну политически мотивированных арестов, направленных против оппозиционеров, ученых, журналистов и активистов», — добавил заместитель директора Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии Денис Кривошеев.

Ситуация с правами человека в Азербайджане, по оценкам многих правозащитников, действительно ухудшается. В отчете той же Amnesty International за 2024/25 говорится о «резком откате в отношении соблюдения прав человека» и фактическом запрете со стороны властей на проведение мониторинга за их соблюдением. А в сообщении о суде над Керимли Amnesty подчеркивает: «Эти аресты произошли на фоне ужесточения подавления инакомыслия в Азербайджане, где журналисты, ученые и деятели оппозиции все чаще сталкиваются с произвольными задержаниями и политически мотивированными преследованиями».

К февралю 2026-го в Азербайджане, по данным «Союза за свободу политических заключенных Азербайджана», насчитывалось 340 политзэков. Незадолго до этого еще порядка 50 из них попали под широкую амнистию, объявленную президентом страны Ильхамом Алиевым. Директор Института мира и демократии Лейла Юнус в разговоре с медиакомпанией RFI заявила, что до 2022 года их число колебалось от 90 до 160.

Повлияет ли Запад на ситуацию с правами человека в Азербайджане

Отвечая на вопрос, кто из международных игроков может повлиять на ситуацию в этой сфере, Сезанн Керимли называет Евросоюз, ключевые европейские государства и США: «Пока эти возможности используются ограниченно, и у властей сохраняется ощущение безнаказанности».

Продление меры пресечения Керимли произошло в преддверии визита в Азербайджан вице-президента США Джей Ди Вэнса. 10 февраля он прибыл из Еревана в Баку, где собирается, как ранее утверждал Дональд Трамп, укрепить стратегическое сотрудничество между Соединенными Штатами и Азербайджаном и продать стране американскую оборонную продукцию. Кроме того, в ходе визита на Кавказ Вэнс продолжит продвигать посредничество Вашингтона, благодаря которому еще летом Ереван и Баку смогли подписать мирный договор. Вопросы соблюдения прав человека в Азербайджане среди тем, которые будут подниматься в ходе поездки Вэнса, не значатся.

ЕС и Азербайджан: «прагматичный подход»?

18 декабря 2025 года Европарламент принял резолюцию, осуждающую ситуацию с правами человека в Азербайджане. Тем не менее во время контактов глав европейских государств и правительств с Алиевым эта тема тоже, как правило, обсуждается не в первую очередь. Так, в декабре канцлер ФРГ Фридрих Мерц (Friedrich Merz) принял приглашение Ильхама Алиева посетить Баку и пригласил того в Берлин. До этого надежным партнером Евросоюза Азербайджан называла верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности.

Сближению Азербайджана с ЕС поспособствовала развязанная Кремлем война в Украине, вынудившая Европу искать замену российским энергоресурсам. Так, 16 января 2026 года Баку начал поставлять природный газ в Германию и Австрию. Страны присоединились к восьми другим членам Евросоюза, импортирующим азербайджанский газ. Именно на «прагматичный подход Запада» делают ставку власти Азербайджана, проводя внутренние репрессии, считает Сезанн Керимли: «Власти исходят из того, что Европа и США будут руководствоваться энергетическими интересами и вопросами региональной стабильности, воздерживаясь от давления по теме прав человека».

Но, настаивает она, азербайджанская оппозиция разделяет стремление действующей власти укреплять сотрудничество с Западом, «будь то энергетическое сотрудничество, транзит или мирное соглашение с Арменией». «Более того, именно они (азербайджанские оппозиционеры. — Ред.) традиционно выступают за более тесное сотрудничество с Европой, евроатлантическую интеграцию, взаимодействие с НАТО и вытеснение российского влияния из региона», — продолжает Керимли.

Она уверена: даже с точки зрения реальной политики делать ставку только на действующую азербайджанскую власть международным игрокам невыгодно. Кроме того, она указывает на риски, которые влечет за собой подавление оппозиции: «Когда легальные и мирные формы политического протеста уничтожаются, недовольство может выливаться в спонтанные и неконтролируемые протесты». Однако на данный момент, резюмирует Сезанн Керимли, страны, которые могли бы надавить на официальный Баку, чтобы улучшить ситуацию с правами человека, не делают этого, отчего у правительства сохраняется ощущение безнаказанности. «Остается надеяться, что эта оценка окажется ошибочной и давление усилится до того, как страна окончательно скатится к модели полностью закрытого авторитарного государства», — резюмирует собеседница DW.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle