Site icon SOVA

Как сантехники и электрики спасают жителей Киева

75659374 403 1.jpg 1 Deutsche Welle сантехники Украины

Работа сантехников и электриков часто остается незаметной, но имеет критическое значение — особенно когда на улице -20 °C, а в квартирах из-за атак РФ нет света, тепла и воды. Репортаж DW.Этой зимой после массированных ракетных атак России на энергетические объекты сотни многоэтажек Киева все чаще превращаются в холодные бетонные коробки — без электричества и отопления. Коммунальные службы, а также частные сантехники и электрики в промерзших подвалах пытаются «оживить» застывшие дома. Их работа, обычно незаметная, сегодня стала крайне востребованной.

Найти свободные руки, чтобы подключить силовой кабель, выгоревший из-за перегрузки сети, или слить систему отопления после «прилетов» по ТЭЦ, сейчас в украинской столице чрезвычайно сложно. Сантехникам и электрикам приходится работать без отдыха по 20 часов в сутки, чтобы вернуть в дома тепло, свет и воду. DW пообщалась с несколькими из них.

Кадровый голод в Киеве: на объекты выходят даже больные

Олег Карпов зарегистрирован как физическое лицо-предприниматель (ФОП). Вместе со своей командой наемных работников он обслуживает в Киеве инженерные сети многоквартирных домов, где созданы объединения совладельцев многоквартирных домов — ОСМД. Карпов признает, что этот год стал для него настоящим испытанием на прочность. Его рабочий день начинается тогда, когда большинство в городе еще спит, — в четыре или пять утра, а заканчивается глубоко за полночь.

После обстрелов РФ критической инфраструктуры Киева в начале года команда Карпова фактически работает в режиме 24/7. По его словам, люди эмоционально и физически истощены, но продолжают выходить на объекты даже больными, с температурой 39 °C. «Бывает, удается поспать два-три часа. Вчера я приехал, даже не мылся, лег спать в 2:00 ночи, а в 5:30 меня уже подняли. Уставшие, больные, но едем на вызов, потому что понимаем: если не сделать, будет хуже и для дома, и для людей», — говорит Карпов.

Олег Карпов — ветеран войны, демобилизованный по состоянию здоровья. Сейчас в его команде работают восемь специалистов. Большинство из них — люди в возрасте, у некоторых есть инвалидность, кто-то вернулся с фронта после тяжелого ранения.

«Из 25 человек осталось только восемь. Кто-то ушел на фронт, кто-то уехал за границу. Официального бронирования для частных ФОПов в этой сфере нет, бронь от армии дают только тем, кто работает на государственных предприятиях или в городских управляющих компаниях (бывшие ЖЭКи. — Ред.). Кадров катастрофически не хватает. Моему сварщику 62 года, одному электрику — за 60, другой — инвалид второй группы, сантехник — ВПЛ (внутренне перемещенное лицо, — Ред.) с оккупированных территорий, тоже имеет проблемы со здоровьем. Молодежь не хочет идти на такую работу. Так и работаем», — рассказывает предприниматель.

Аварийные бригады в Киеве: не все выдерживают перегрузки

Схожая ситуация — в городских коммунальных службах. «Бригад не хватает. Поэтому люди работают по две-три сутки без перерыва — буквально валятся с ног. Два слесаря просто умерли от дикого перенапряжения. У многих зафиксированы обморожения и психофизическое истощение», — написал в Facebook народный депутат, первый заместитель главы комитета Верховной рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Алексей Кучеренко.

Мэр столицы Виталий Кличко подтвердил, что один из упомянутых слесарей умер 19 января во время работы по вызову в квартире одного из домов. Мужчине было 60 лет.

Киевсовет планирует назначить разовую адресную материальную помощь в размере 50 тысяч гривен семьям работников, которые погибли в столице при выполнении заданий на объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Измотанные мастера и нервные киевляне

Поскольку частные предприниматели, такие как Олег Карпов, обслуживают в основном жилые дома с ОСМД, платить высокие зарплаты они не могут. Работать приходится по долгосрочным контрактам с уже утвержденными сметами. Эти контракты рассчитаны на определенное количество вызовов, но не учитывают экстремальную ситуацию, сложившуюся после российских воздушных ударов.

«Поэтому часть работы электриков или сантехников я выполняю сам — подстраховываю их, даю передохнуть», — объясняет Карпов. При этом, по его словам, самое сложное в работе — не тотальное истощение, не старые трубы или сгоревшие кабели, а отсутствие элементарной благодарности. Пока мастера пытаются спасти сети от перегрузки, жители нередко реагируют агрессивно.

«Нас оскорбляют, проклинают, говорят, что мы ленивые, требуют сделать невозможное, противоречащее законам физики. Бывает, лезут драться. В доме на 300 квартир один человек скажет «спасибо», а 299 скажут, что мы плохо делаем свою работу. Иногда опускаются руки и хочется все бросить», — признается он.

«Я в тылу делаю свою работу, как могу»

Леониду Кулицкому 59 лет, он работает электриком уже около 30 лет и говорит, что эта зима стала самой сложной за всю его профессиональную практику. По его словам, сейчас он практически живет на работе и лишь на несколько часов возвращается домой отдохнуть.

Из-за разрушенных ТЭЦ во многих квартирах киевлян нет отопления, поэтому люди обогреваются электричеством. При этом сети не рассчитаны на одновременную нагрузку большого количества энергоемких приборов. «Дают свет — люди одновременно включают все: бойлеры, обогреватели, чайники. И сразу горят кабели, проводка, автоматы и все на свете. Но надо ехать, потому что люди там замерзают, сидят без света. Нужно включить хоть как-то, чтобы они обогрелись», — говорит Кулицкий.

Несмотря на экстремальное истощение, героем он себя не считает. Для него это просто долг перед людьми. По словам мужчины, чей сын сейчас на фронте, в окопах украинским военным еще тяжелее. «Россия нас изматывает как только может. Но мы держимся. Я в тылу делаю свою работу, как могу. Главное, чтобы дети вернулись с войны живыми и здоровыми. Семья и вера в нашу победу — единственное, что меня греет», — подытоживает Леонид.

Exit mobile version