73812897 403.jpg Deutsche Welle Telegram

Блокировка Telegram парализует армию РФ на фронте в Украине?

0

Замедление Telegram в России спровоцировало резкую реакцию провоенных блогеров и Z-военкоров. В Кремле отрицают зависимость армии от мессенджера. Как эксперты комментируют эту меру на фоне войны РФ против Украины?Замедление и возможная блокировка мессенджера Telegram в России вызвала резкую критику со стороны поддерживающих войну РФ против Украины Z-блогеров, военкоров, региональных чиновников и самих российских военных. Они утверждают, что мессенджер стал ключевым инструментом связи, управления, логистики на фронте, а также информационной войны против Украины.

Впрочем, в Кремле полагают, что ограничение работы Telegram никак не скажется на связи российских военных и не затруднит их координацию в ходе войны против Украины. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, ему сложно представить, что «фронтовая связь обеспечивается посредством Telegram или какого-то мессенджера».

Аналитики считают, что реальная цель российских властей — создать условия для постепенного вытеснения Telegram, как это было в случае с YouTube и WhatsApp, и перевода пользователей в РФ на мессенджеры под государственным контролем, прежде всего, Max и VK. Роскомнадзор 10 февраля официально подтвердил, что планирует целенаправленно замедлять работу мессенджера.

Как устроена связь российской армии на войне

Официально у России есть войска связи с соответствующими системами и оборудованием, защищенными каналами связи. Но, как отмечает в разговоре с DW военный эксперт Ян Матвеев, российским властям не удалось реформировать эту сферу: «Российские войска связи во многом остаются устаревшими. Реформы и переход на новые коммуникационные системы постоянно срывались из-за коррупции».

Фактически основным источником связи за время полномасштабной войны России против Украины стал Telegram — внутри мессенджера создают закрытые чаты под боевые задачи, об этом свидетельствуют данные Z-блогеров и военкоров. Один из собеседников DW, который знаком с организацией российской связи на фронте, подтвердил, что через Telegram проходят основные коммуникации: «для уточнения служебных и боевых задач», а также чтобы можно было «списаться с домом». По его словам, в армии продолжают использовать рации: «Но ловят они не везде».

Как российские войска используют Telegram на фронте

Telegram остается ключевым инструментом управления и наведения ударов на фронте, как следует из публикаций в провоеннном российском телеграм-канале «Архангел Спецназа». Telegram позволяет сократить путь информации от обнаружения цели до нанесения удара до 1-2 минут. Без него цепочка передачи данных удлиняется до нескольких часов, что делает разведданные бесполезными, утверждает Z-блогер на этом канале.

Другой российский провоенный телеграм-канал «Как я поехал на войну. Платон Маматов» привел два примера использования Telegram на фронте: в одном из боевых заданий координация атаки заняла всего 20 минут: «Поняли, как к цели подойти, где ветки, где сетки, где стережет воздух пехота». В другом случае информация о прорыве бронегруппы ВСУ транслировалась в режиме реального времени по видео. «Кто едет, где встал, что делает, куда ложатся наши прилеты», — утверждает автор этого канала.

Также мессенджер остается основной платформой оперативной связи между подразделениями. Тот же Z-блогер Платон Маматов пишет, что зачастую в одном и том же «секретном чатике» находятся операторы дронов, разведчики и артиллеристы. Через чаты передаются разведданные, координаты целей, информация о перемещениях противника, запросы на огневую поддержку и работа дронов.

Как еще в РФ используют Telegram в военных целях

Telegram широко используется не только для боевого управления, но и для координации медиков, эвакуационных групп и скорой помощи, пишут другие Z-каналы. По словам провоенных блогеров, через Telegram передаются экстренные вызовы, данные о раненых, маршруты эвакуации, медицинские документы. Один из авторов пишет, что взвод эвакуации раненых на передовой практически полностью зависит от Telegram, а его замедление парализует работу.

Автор провоенного канала «Архангел Спецназа» напоминает, что значительная часть финансовых сборов российским военным идет через Telegram: он считает, что без мессенджера российская армия не сможет пополняться «мавиками» (квадракоптеры компании DJI). Кроме того, мессенджер стал ключевой площадкой для сборов средств на дроны, тепловизоры, связь, медицину и транспорт.

По оценкам Z-блогеров, при полной блокировке объем пожертвований может сократиться на 70-80%. Они подчеркивают, что значительная часть технического оснащения подразделений закупается именно за счет волонтерских сборов, а не централизованных поставок. Потеря Telegram, по их словам, напрямую ударит по боеспособности армии.

Поддерживающие войну России против Украины блогеры называют Telegram «главной платформой русскоязычного мира». По их данным, около 42% русскоязычных пользователей живут за пределами России, и именно через Telegram Москва доносит свою точку зрения до аудитории в Украине, странах СНГ и Запада.

Многие Z-блогеры говорят, что их уход из Telegram, как и части населения России, будет означать ее поражение в информационной войне против Украины. «По большому счету, это откатит нас на пару лет назад, примерно к самому началу войны. Нынешняя война очень динамичная, и основой этой динамики является оперативное реагирование на изменение обстановки, поэтому любые задержки будут негативно влиять на ведение боевых действий», — пишет телеграмм-канал «Архангел Спецназа».

Сможет ли Max заменить Telegram?

При этом провоенные блогеры сопротивляются переходу на «национальный мессенджер» Max, который находится под контролем властей РФ. Они называют его «сырым» и неготовым к нагрузкам фронта: он не обеспечивает ни должного уровня стабильности, ни безопасности, ни удобства массовых коммуникаций. Как отмечает один из собеседников DW, «Max, в отличие от телеги (Telegram), не ловится от старлинка (Starlink — спутниковая сеть, предоставляющая интернет-услуги, разработанная американской аэрокосмической компанией SpaceX)».

Терминалы Starlink в пользовании российской армии были отключены в феврале по просьбе украинской стороны. Прежде всего, отключили незарегистрированные терминалы, которые доставляли в российскую армию нелегальным путем или те, что оказывались у нее как «трофеи». Основатель SpaceX Илон Маск написал, что «шаги по пресечению несанкционированного использования Starlink Россией принесли свои плоды». Впрочем, украинские военные сообщили, что российская армия по-прежнему может онлайн управлять дронами во время полета с помощью Mesh-сетей — сетей из дронов, которые координируются друг с другом с помощью установленных на них модемов.

Как меняет линию фронта блокировка Telegram

Все имеющиеся ресурсы российских войск связи сосредоточены на обеспечении штабов, говорит Матвеев: «Чем крупнее штаб, тем больше там связистов. На передовой они тоже присутствуют, но сам по себе связист не создает новую связь — он пользуется тем, что есть».

Отключение спутниковых терминалов Starlink в российской армии и начавшаяся блокировка Telegram выявила эту «ахиллесову пяту»: «Telegram в России не наглухо заблокирован, но есть разные градации ограничений. С фронта поступают противоречивые сигналы: у кого-то он работает как раньше, у кого-то не работает вовсе». Исходя из сообщений провоенных блогеров, можно сделать вывод, что некоторые военные пытаются использовать мобильный интернет, проводные системы, создают Wi-Fi-мосты, покупают спутниковые тарелки других операторов, говорит Матвеев.

На ряде участков российские военные достигают меньших результатов, в то же время ВСУ стали проводить больше контратак, говорит Матвеев. Он допускает, что снижение эффективности российской армии может быть связано, в том числе с проблемами связи. «Весьма вероятно, что потеря стабильного интернета тоже сыграла роль. Резкое падение координации неизбежно влияет на боеспособность. Но насколько серьезным окажется это влияние и на какой срок — это уже предмет анализа постфактум», — заключил он.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle