В Кыргызстане произошла целая серия громких отставок. Президент Садыр Жапаров даже уволил своего соратника, главу спецслужб Камчыбека Ташиева. Важную роль в этом сыграло «письмо 75». О чем же идет речь?
Февраль 2026 года в Кыргызстане ознаменовался рядом значимых кадровых и структурных изменений. Так, 10 февраля 2026 года указом президента Садыра Жапарова был освобожден от должности заместителя председателя кабинета министров и председателя Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Камчыбек Ташиев, возглавлявший ведомство с октября 2020 года.
Также своих постов лишились три его заместителя. В тот же день была реорганизована структура ГКНБ: из его состава вывели Пограничную службу, на базе 9-й службы ГКНБ создали Службу государственной охраны при президенте КР. В течение нескольких дней стало известно о смене начальника главного управления ГКНБ по Бишкеку, а также о снятии с должности главы управления ГКНБ по Ошу (второго по величине города КР) и Ошской области.
Кадровые перестановки, кроме правительства, затронули и парламент республики. 12 февраля о добровольном сложении полномочий заявил спикер парламента Нурланбек Тургунбек уулу. 13 февраля освобожден от должности представителя президента и кабинета министров в парламенте Алмазбек Абытов. 16 февраля в отставку отправили сразу трех министров — чрезвычайных ситуаций, транспорта и коммуникаций, природных ресурсов, экологии и технического надзора.
Дело «письма 75»
Новость об отставке главы ГКНБ вызвала общественный резонанс в стране. Ведь Садыр Жапаров и Камчыбек Ташиев не раз заявляли, что они не только политические соратники, но и друзья. Местные СМИ сообщают, что поводом для такого решения президента стало так называемое «письмо 75» в адрес главы государства и спикера парламента, опубликованное 9 февраля 2026 года. Открытое обращение подписали 75 человек, в их числе — бывшие премьер-министры, экс-депутаты, общественные деятели, ученые. В нем указывается на правовую неопределенность, связанную со сроками президентских полномочий после конституционной реформы 2021 года.
Дело в том, что в январе 2021 года Садыр Жапаров был избран президентом на 6 лет по конституции 2010 года, которая запрещала одному и тому же лицу избираться более одного срока. Однако в апреле того же года на референдуме была принята новая редакция Конституции КР, установившая пятилетний срок президентских полномочий и допускающая возможность избираться на эту должность дважды.
В связи с этим, как отмечают авторы обращения, мнения юристов, правоведов, политических деятелей разделились: одни считают досрочные выборы единственным путем решения этого спора, другие призывают дождаться завершения шестилетнего срока. Подписанты призвали главу государства «безотлагательно инициировать новые выборы президента Кыргызстана».
11 февраля 2026 года все 75 человек были доставлены в следственную службу МВД, после допросов большинство из них отпустили. На сегодняшний день известно, что пятеро подписантов задержаны и водворены в СИЗО-1 в Бишкеке до 10 апреля 2026 года. В отношении них ведется расследование по статье 278 УК КР «Массовые беспорядки».
Разделение на «сторону генерала» и «сторону президента»
В свою очередь Жапаров 13 февраля дал интервью государственному информационному агентству «Кабар», в котором объяснил, почему принял решение об отставке Ташиева. По его словам, разделение на «сторону генерала» и «сторону президента» началось в парламенте страны, затем «перекинулось на так называемых «аксакалов», которые начали собирать подписи за проведение досрочных выборов. «Если бы я незамедлительно не принял решительные меры, раскол мог бы распространиться среди обычных граждан, и народ тоже начал бы делиться на два лагеря», — пояснил он.
Ташиев узнал о своем увольнении, находясь на лечении в Германии. В своем обращении к кыргызстанцам он признался, что отстранение от работы стало для него полной неожиданностью, отметив при этом: «Как бы то ни было, мы должны исполнить решение президента». 13 февраля Ташиев, не закончив лечение, вернулся в КР.
Эксперт: «Тандем сыграл свою роль»
Разрыв тандема Жапарова и Ташиева рано или поздно должен был произойти, полагает политолог из Кыргызстана Эмиль Джураев. «В политическом поле сотрудничество, какое мы наблюдали между президентом и его другом, руководителем спецслужб, основывалось на важных щепетильно политических соображениях. Этот тандем сыграл свою роль в течение 5 лет, но с приближением даты президентских выборов, так или иначе это нужно было ожидать, так как оба человека крайне больших политических весов и амбиций».
Комментируя реформу ГКНБ, эксперт отмечает, что «почти вездесущая деятельность спецслужб» в последние годы объяснялась именно тем, что ею руководил Ташиев — не кадровый сотрудник системы, а, прежде всего, политик. Расширенные полномочия ведомства стали, по сути, ответом на вызовы времени, требовавшие быстрых и зачастую рискованных решений. Но в долгосрочной перспективе столь широкие функции спецслужбы представляют собой потенциальные риски для гражданской власти и власти самого президента. Поэтому, по мнению Джураева, структура должна была вернуться к четко определенным законом рамкам и полномочиям, которыми обладала ранее.
Что говорит Конституционный суд о полномочиях президента
На фоне усиливающейся дискуссии о возможном проведении досрочных выборов Садыр Жапаров обратился в Конституционный суд КР с запросом об официальном толковании норм конституции, регулирующих срок осуществления полномочий действующего президента и порядок назначения выборов. Обращения было рассмотрено 17 февраля 2026 года. Конституционный суд постановил, что шестилетний срок президента, избранного в 2021 году, должен быть завершен в полном объеме. Этот срок засчитывается как первый в рамках правила «о двух сроках», но не подлежит пересчету или сокращению.
Очередные выборы президента должны состояться 24 января 2027 года, парламент страны должен назначить их не позднее 24 сентября 2026 года.
Есть ли риск дестабилизации?
Политолог Джураев считает, что для общества и страны в целом, принципиальной разницы в дате проведения президентских выборов нет, поскольку несколько месяцев существенно не изменят ситуацию. Тем не менее политолог не исключает, что определенные риски присутствуют: «Особенно в данный момент и во власти, и в разных других кругах существуют опасения, что ситуация может накалиться, разные факторы могут быть брошены на то, чтобы дестабилизировать политическую верхушку власти».
Другой политолог Айтенир Абдыгулов, давший комментарий под псевдонимом из-за статуса «нежелательной организации» DW в России, уверен, что было бы неверно ожидать повторения событий 2005-го, 2010-го и 2020-го годов (имеются в виду три революции в КР. — Ред.). По его словам, Кыргызстан продолжает процесс становления государственности после обретения суверенитета, проходя через кризисы и внешнее давление. Нынешнюю ситуацию он оценивает, как очередное испытание.
Будет ли принимать участие в президентских выборах Камчыбек Ташиев — неизвестно. Известный своей амбициозностью он не дал пресс-конференцию, несмотря на ожидания журналистов и общественности. Более того, по информации сторонников экс-главы ГКНБ, 17 февраля, он временно покинул страну. Причины и сроки поездки не сообщаются, оставляя ситуацию открытой и непредсказуемой.

