76009210 403.jpg Deutsche Welle Форум свободной России

Санкции, дроны и ресурсы: на Форуме свободной России обсудили, как меняется война

0

На прошедшем в Вильнюсе Форуме свободной России украинские политики, европейские депутаты и представители российской оппозиции говорили о войне, санкциях и будущем безопасности Европы.Война в Украине, ее технологическое измерение и влияние санкций на Россию стали одной из ключевых тем 14-го Форума свободной России, который прошел 17 февраля в Вильнюсе. Украинские и европейские политики и эксперты обсудили на нем перспективы затяжной войны, роль технологий на поле боя и готовность Европы к новым вызовам безопасности.

Депутат Верховной рады Украины Олег Дунда заявил в своем выступлении, что украинцы по-прежнему верят в победу, несмотря на затяжную войну: «Идет четвертый год полномасштабной войны. Процент готовности терпеть войну до победного конца не меняется, за последний год он составляет около 60. Опросы проходили уже во время нынешнего «холодомора».

«Эта война технологий»

Дунда не верит в успех мирных переговоров и говорит, что в них можно участвовать только для возвращения пленных. Сколько еще продлится война, по его мнению, зависит от того, как скоро удастся совместить военные достижения Украины с научными и промышленными центрами в ЕС: «На сегодня наше сотрудничество с Европой строится на базе «дайте нам то, что у вас есть на складах». А должно быть иначе. Украина должна давать задания научным центрам Европы, какие задачи нужно решать, чтобы они производили технологии и вооружение в нужном Украине виде. Потому что эта война про технологии в первую очередь».

Олег Дунда настаивает, что на данном этапе войны в Украине мобилизация уже не имеет того значения, что прежде: «Мы придем к тому моменту, когда на поле боя просто не будет кого убивать. Не потому что со стороны врага нет людей — они есть. Просто их на поле боя не будет; потому что там все заменят дроны и беспилотные программы. И кто будет более успешен в этом, тот и победит в этой войне».

Политики в Европе не признают новую реальность

Депутат отметил, что европейские партнеры часто жалуются, что нужно увеличивать оборонные бюджеты, «а у нас выборы, денег не хватает». «Мы же пытаемся объяснить: ваше будущее обороны — это не увеличение бюджетов, вам просто не надо тратить деньги на то, что не сработает. Не надо тратиться на танки, авиацию, те же деньги нужно направить на инновации, беспилотные программы, и вы получите сильную армию за тот же бюджет».

Дунда подчеркивает: Европа стоит перед необходимостью пересмотреть военную доктрину и по-новому выстроить подход к научно-техническому развитию в сфере вооружений и беспилотных технологий. «Кто быстрее решит эту проблему, тот и победит, — уверен украинский парламентарий. — Европа имеет для этого все возможности с учетом научно-технических центров. Вопрос в том, что они не задействованы».

Признавая, что Европа двигается медленно, депутат Сейма Литвы Жигимантас Павильонис убежден в то же время, что «это поезд, который не остановишь»: «Мы в 15 раз больше и богаче России. Мы просто деньги не туда тратили: на пенсии, мигрантов и так далее. Сейчас начинаем тратить на оборону, меняется общая политика, и важно, что Германия поддержала этот подход. Немцы — это большая машина. И если соединить мощности немцев, поляков, балтийских и северных стран (спасибо Путину, что многие стали членами НАТО), это уже сила, которая может сдержать Россию».

«Устойчивый мир невозможен без возврата территорий»

О необходимости более жестких решений со стороны партнеров говорит и бывший министр обороны Украины Алексей Резников. Он считает, что сегодня Украина — это не восточный фланг Европы, а ее передовая лаборатория безопасности. «И нам важнее, чтобы европейцы останавливали путинские нефтяные суда, а не вручали нам очередные символические награды. Нам не нужны вымпелы, нам нужны конкретные решения, потому что мужество у нас есть. Но не всегда хватает политической смелости партнеров».

Резников настаивает, что идеи о «финляндизации» Украины, которую стране требуют навязать, — «это не компромисс, а приглашение к следующей войне». Это лишь усилит Кремль, считает экс-министр, предупреждая о риске нового вооруженного конфликта в Европе.

«Когда мы сегодня говорим про устойчивый мир, мы должны понимать, что он невозможен без возврата наших территорий. Без ответственности за преступления, совершенные кремлевским режимом. Без компенсаций, восстановления территориальной целостности. Без этого справедливого мира точно не будет. И «холодный мир» точно не приведет к мирному сосуществованию», — считает Алексей Резников.

Не стоит переоценивать экономические проблемы России

Экономический аналитик и специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин указывает, что вокруг экономического состояния России и санкций против нее существует множество мифов. «Евросоюз принимает уже двадцатый пакет санкций, включая списки так называемых «теневых танкеров». Однако никаких теневых танкеров как отдельного явления нет: это обычные суда, принадлежащие разным компаниям и перевозящие законную нефть. При этом Запад так и не ввел реальных мер против объемов экспорта российской нефти — ни полноценного эмбарго, ни бойкота», — заметил эксперт.

Крутихин напомнил, что в 2022 году были приняты два решения: страны G7 отказались от российской нефти и ввели потолок цен, чтобы ограничить ее покупки другими. На практике это не сработало, потому что мировая торговля быстро перестроилась, а на то, чтобы наладить новые схемы поставок, у российских компаний ушло всего четыре месяца. «Ежегодно из российских нефтяных терминалов выходит около 1500 танкеров с нефтью и нефтепродуктами. За четыре года войны в Европе были остановлены лишь пять танкеров, а США задержали восемь судов. Это означает, что включение сотен танкеров в черные списки не меняет ситуацию: административных ресурсов для контроля у Запада нет, и суда продолжают ходить свободно», — констатирует экономист.

Сославшись на данные статистики, он указал, что Россия экспортирует столько нефти, сколько способна добыть, и существенного сокращения объемов не произошло. Снижение нефтегазовых доходов бюджета РФ Михаил Крутихин связывает прежде всего с мировыми ценами и избытком предложения на рынке, а также с дополнительными скидками на российскую нефть: «Санкции лишь усилили размер этих скидок и имеют вторичное влияние на экономику. Даже если в бюджете около 22% доходов приходится на нефтегаз и часть средств уже недополучена, это не приведет к краху финансовой системы и не остановит войну».

Украинский политолог Тарас Березовец призвал не переоценивать слухи об экономических проблемах в России. «Хочу напомнить пример советской экономики, успешно существовавшей в стадии стагнации свыше 20 лет и позволившей Советскому Союзу вести агрессивную войну в Афганистане в течение десяти лет. То есть даже находясь в стадии экономической стагнации, советская военная машина продолжала существовать. — Березовец настроен скептически в отношении социального недовольства в РФ: — Поэтому нужно оставить иллюзии относительно того, что если у России начнется острый экономический кризис, это выльется в масштабные акции протеста, не позволит Путину вести войну и приведет к выводу оккупационных войск».

Для адекватной реакции Европе нужно четко понимать: эта война — не только за Украину, считает Березовец: «Это, по большому счету, война за выживание того мира, тех ценностей, которые исповедует украинское общество и наши союзники. А Россия и ее союзники, которые предпочитают пока оставаться за кулисами (Китай, Иран, Северная Корея), хотят все это уничтожить».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle