74672816 403.jpg Deutsche Welle Дональд Трамп

Трамп и европейские правые: на кого опирается Белый дом

0

У Дональда Трампа хватает восторженных сторонников в Европе из числа лидеров правых правительств и партий. Однако из-за притязаний президента США на Гренландию дружба, возможно, дала трещины.Сразу после конференции по безопасности в Мюнхене госсекретарь США Марко Рубио нанес визиты в Словакию и Венгрию. Это неслучайно, ведь в обеих странах правят премьер-министры, которые полностью отвечают политическим взглядам Дональда Трампа: они скептически относятся к ЕС, враждебно настроены по отношению к мигрантам и не считают актуальной проблему изменения климата.

Белый дом поддерживает и другие правые правительства и партии в Европе. Впрочем, после того как Трамп пригрозил в случае необходимости захватить принадлежащий Дании остров Гренландия с помощью военной силы, некоторые из этих политиков предпочли дистанцироваться от президента США.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан: «брат по духу»

Виктор Орбан руководил Венгрией еще в годы первого президентского срока Дональда Трампа и называл его своим идеологическим «братом по духу». Это можно сказать практически обо всех сферах политики лидеров Венгрии и США. В то время как бывший президент США Джо Байден обвинил Орбана в стремлении к диктатуре, поскольку он подавляет независимые СМИ и выступает против прав ЛГБТК, Трамп недавно похвалил венгерского премьера как «истинного друга, борца и победителя». Трамп и Рубио поддерживают Орбана особенно сейчас, в преддверии парламентских выборов в апреле, которые он рискует проиграть.

Орбан также поддерживает курс Трампа на значительное сокращение или прекращение военной помощи Украине. Как и Трамп, он не боится встречаться с президентом России Владимиром Путиным и не хочет возлагать на Россию однозначную вину за войну в Украине. В ЕС Орбан является аутсайдером. Он поддерживает хорошие отношения с немецкой партией «Альтернатива для Германии» (АдГ), некоторые отделения которой Федеральное ведомство по охране конституции классифицирует как крайне правые организации. Год назад Орбан принял в своей резиденции сопредседательницу АдГ Алис Вайдель (Alice Weidel), заявив, что «совершенно очевидно, что за АдГ — будущее Германии».

По вопросу о Гренландии Орбан проявил сдержанность. Он избегал прямо осуждать Трампа, заявив, что проблема должна быть решена в рамках НАТО.

Глава правительства Словакии Роберт Фицо: противоречивая фигура

Прибыв в Братиславу на встречу с главой правительства Словакии Робертом Фицо, Марко Рубио заявил, что под руководством президента Трампа США «сделают не только Словакию, но и весь регион Центральной Европы ключевым компонентом нашего взаимодействия с континентом и миром». Конкретизировать это заявление глава американской дипломатии не стал.

Наряду с Орбаном, Фицо считается одним из ближайших союзников Дональда Трампа в ЕС. Словацкий премьер проводит жесткую антимиграционную политику. В 2016 году он заявил: «Исламу нет места в Словакии». Он прекратил поставки оружия в Украину, назвав украинцев, подвергшихся агрессии со стороны России, «нацистами и фашистами».

Однако политика Фицо в отношении США противоречива. Во время своего первого пребывания у власти с 2006 по 2010 год он стремился к сближению с Россией, Китаем, Венесуэлой и Кубой, которые не являются лучшими друзьями Вашингтона. В конце января 2026 года большой резонанс вызвала статья в журнале Politico, в которой со ссылкой на неназванных европейских дипломатов утверждалось, что Фицо в кулуарах саммита ЕС сказал, что Трамп «потерял рассудок». Как Фицо, так и Белый дом резко отвергли сообщение, назвав его «ложью» и «фейком».

Лидер AдГ Алис Вайдель: изгой, которого ценят

На Мюнхенской конференции по безопасности в 2025 году вице-президент США Джей Ди Вэнс отчитал европейских политиков за «ущемление свободы слова» и «разрушительную миграцию, вопреки интересам народов Европы». Затем он совершил еще одну провокацию в отношении партий политического центра в Германии: вице-президент США демонстративно проигнорировал тогдашнего канцлера ФРГ Олафа Шольца (Olaf Scholz), зато встретился с сопредседательницей AдГ Алис Вайдель, которая не была приглашена на конференцию по безопасности. Это было заметное повышение статуса партии, частично представляющей крайне правые взгляды, с которой все другие политические силы, представленные в бундестаге, не хотят иметь ничего общего.

Борьба с иммиграцией, отказ от защиты климата, акцент на национальные интересы — всё это объединяет Вайдель и Трампа. Ей ничуть не помешало даже то, что в надежде добиться прекращения огня в Украине президент США, по-видимому, готов пойти на значительные уступки агрессору — России, поскольку это также совпадает с позицией АдГ. Сложности начались только тогда, когда Трамп решил, что ему обязательно нужна Гренландия, то есть территория союзника по НАТО. С тех пор немецкие правые несколько дистанцируются от Трампа в своей риторике.

Премьер-министр Италии Джорджа Мелони: независимый посредник

Джорджа Мелони — не только лидер партии «Братья Италии», которую часто называют постфашистской, но и первая женщина во главе итальянского правительства. Идеологически она близка к Дональду Трампу и с самого начала стремилась к сближению с ним, к ужасу других европейцев. Как глава правительства третьей по величине экономики ЕС после Германии и Франции, она заняла важную посредническую позицию в целом ряде конфликтов между ЕС и США.

А их немало. В прошлогоднем таможенном споре Мелони использовала свое влияние, в споре вокруг Гренландии, по крайней мере, предложила его. Ее посредническая роль, вероятно, очень ограничена, но обе стороны относятся к ней серьезно. Она назвала требование Трампа по Гренландии «ошибкой», указав, что большая часть итальянской общественности сочла, что глава Белого дома зашел слишком далеко. Поэтому она перешла в наступление и заявила: «Есть много вещей, в которых я не согласна с Трампом. Если я не согласна, я ему об этом говорю». Она также сохраняет независимую позицию по вопросу Украины: Джорджа Мелони всегда выступала за поддержку защищающейся от агрессии страны.

Лидер партии Reform UK Найджел Фарадж: надежда Трампа в Великобритании

В течение некоторого времени опросы общественного мнения в Великобритании предсказывают победу на выборах правой популистской партии Reform UK («Реформировать Соединенное Королевство»). В этом случае ее лидер Найджел Фарадж, вероятно, станет премьер-министром страны. Фарадж, страшилище британского истеблишмента, сыграл ключевую роль в кампании по «Брекзиту», что полностью соответствовало интересам Дональда Трампа. Оба они давно близкие союзники. Фарадж был приглашен на эксклюзивную предвыборную вечеринку 5 ноября 2024 года в поместье Трампа Mar-a-Lago во Флориде. Но в вопросах Гренландии британский политик назвал амбиции Трампа «чрезмерными».

Интересно, что Фарадж, по-видимому, оказался еще не достаточно радикальным для Илона Маска, который в свое время был близким советником Трампа. Маск поддержал не Фараджа, а правого радикала Томми Робинсона и призвал Reform UK сместить Фараджа с поста лидера партии. Дональд Трамп, напротив, не высказывался о Фарадже негативно. Некоторое время назад Маск и Фарадж, похоже, уладили свои противоречия.

Президент Польши Кароль Навроцкий: разочарование растет

Политики партии «Право и справедливость» (PiS) наверняка считали себя образцовыми последователями Дональда Трампа в Европе. Созданные партией национально-консервативные правительства (в 2005-2007 и 2015-2023) уделяли особое внимание правопорядку, борьбе с миграцией, скептицизму в отношении к ЕС и тесным отношениям с США. Сегодня Польша имеет самые высокие в НАТО расходы на оборону в процентах от ВВП, опережая даже США. Хотя правительством в Варшаве сейчас руководит либеральный и проевропейский Дональд Туск, но президентом страны стал консерватор Кароль Навроцкий, выдвинутый партией PiS. Дональд Трамп даже демонстративно принял его в Белом доме во время предвыборной кампании.

Однако, похоже, в Навроцком растет разочарование Трампом, даже если он пока не высказал этого открыто. Ведь американский президент все больше сеет сомнения в том, что США действительно защитят страны НАТО, в частности Польшу, в случае российского нападения, несмотря на их высокие расходы на оборону. Кроме того, в Польше, одном из ближайших союзников Украины, пророссийская позиция Трампа воспринимается очень негативно.

Лидер «Национального объединения» Марин Ле Пен: гордая француженка держит дистанцию

Франция — это Франция. Ей не нужно заискивать перед кем-либо. Такое впечатление создает президент Эмманюэль Макрон. И это, похоже, относится и к Марин Ле Пен из правопопулистской партии «Национальное объединение», которая хотела бы сменить Макрона в 2027 году. Она назвала первую победу Трампа на выборах в 2016 году «хорошей новостью для Франции» и похвалила его за внимание к национальному суверенитету, борьбу с глобализацией и ограничительную иммиграционную политику. Во время второй победы Трампа на выборах Ле Пен вела себя заметно сдержаннее. Она назвала «жестокой» его приостановку военной помощи Украине. Ле Пен уже некоторое время пытается придать своей партии более привлекательный имидж, чтобы она была приемлема для широких слоев населения.

Сомнительно, сможет ли Ле Пен вообще участвовать в следующих выборах, поскольку по решению суда, которое она, впрочем, еще обжалует, ее лишили права занимать государственные должности. Но альтернативный кандидат от «Национального объединения» Жордан Барделла, оценивает политику Трампа аналогично. Политик сначала также приветствовал Трампа, но назвал его угрозы в отношении пошлин и Гренландии «неприемлемыми», а его переизбрание — «плохой новостью для интересов Франции». Барделла регулярно подчеркивает, что Трамп «не является для него образцом для подражания» и что он следует только французским образцам. В конце 2025 года лидер французских правых популистов заявил: «Мне не нужен такой старший брат, как Трамп».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle