Site icon SOVA

Дефицит ракет: как Украине укрепить ПВО для защиты от российской баллистики?

61595146 403.jpg Deutsche Welle ПВО

Украина испытывает острый дефицит ракет для систем противовоздушной обороны (ПВО), прежде всего к Patriot – комплексам, способным эффективно перехватывать баллистические цели. Впрочем, партнеры, в том числе США, не спешат масштабно наращивать поставки. Может ли Украина усилить защиту от баллистических ракет и снизить зависимость от других стран?

Рост баллистической угрозы и истощение ПВО

Интенсивность российских атак по Украине с использованием баллистических ракет растет. Если в течение 2025 года РФ применила 1050 баллистических ракет, то только за полтора месяца 2026 выпустила более 210, сообщили DW в Воздушных силах Вооруженных сил Украины. Январь 2026 стал антирекордным: 91 баллистическая ракета за месяц — наибольший показатель за все время полномасштабной войны.

Так что растет потребность в ракетах для ПВО. Особенно, учитывая тот факт, что для максимальной надежности в реальных условиях нужно использовать две или более ракет на одну баллистическую цель, отмечает в разговоре с DW старший научный сотрудник Государственного музея авиации Валерий Романенко. «Для сбития с вероятностью, близкой к 90 процентам, нужно две ракеты. Россияне отстреливают минимально шесть десятков ракет в среднем ежемесячно. Поэтому Украине ежемесячно нужно хотя бы 60, а желательно больше ракет (для ПВО. — Ред.)», — говорит он.

Самым эффективным средством против российской баллистики, отмечал во время заседания «Рамштайна» министр обороны Украины Михаил Федоров, являются ракеты PAC-3 к системам ЗРК Patriot. Прежде всего, последняя версия PAC-3 MSE, которая имеет улучшенный двигатель и высокую маневренность, уточнил он. Обе ракеты работают по технологии Hit-to-Kill – попадают непосредственно в боеголовку вражеской ракеты, уничтожая ее кинетической энергией удара. Более старая версия PAC-2, которая взрывается рядом с целью, поражая ее облаком обломков, эффективна против аэродинамических целей, хотя баллистику тоже может сбивать, говорят в ведомстве.

По данным компании-производителя Lockheed Martin, в 2025 году было изготовлено 620 ракет PAC-3 MSE. Планируется постепенно наращивать производство. Впрочем, как рассказал DW авиационный эксперт, бывший инженер-испытатель КБ «Антонов» Константин Криволап, далеко не все производимые ракеты для комплексов Patriot предназначены Украине. «Но даже если бы США передавали Киеву все производимые ракеты, этого все равно было бы недостаточно», — отмечает он.

Европейская альтернатива?

Пока что Patriot остается единственным средством для сбития баллистики, констатирует DW начальник управления коммуникаций командования Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат. По его словам, была надежда, что с этой задачей справится итальянско-французский зенитно-ракетный комплекс SAMP/T, который Украина получила еще в 2023 году. «Было заявлено, что SAMP/T может сбивать баллистику. Но пока таких случаев не было», — отмечает он.

Однако уже в текущем году Украина может получить обновленную систему ПВО SAMP/T NG. По замыслу, она должна лучше противостоять баллистическим и высокоскоростным целям. В целом, согласно десятилетнему соглашению между Украиной и Францией, которое было подписано в ноябре 2025 года, планируется передача восьми комплексов SAMP/T NG.

В то же время остается открытым вопрос, будет ли производиться достаточное количество ракет для этой системы. Как отмечает австрийский военный историк, преподаватель военной академии в Винер-Нойштадте Маркус Райснер (Markus Reisner), консорциум MBDA производит для этой системы максимум 100-150 снарядов в год. «Именно столько ракет Кремль выпускает по Украинев течение одного месяца. Совершенно непонятно, почему темпы производства никогда не увеличивались», — сказал он немецкому телеканалу n-tv.

Пустые склады ракет для систем ПВО

Из-за дефицита ракет украинские подразделения ПВО иногда остаются фактически «пустыми», отражая массированные атаки РФ, а новые поставки поступают буквально в последний момент, публично признал президент Украины Владимир Зеленский 14 февраля, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности. «Разведка говорит, что новый массированный удар может быть через день-два. Иногда нам удается завезти новые ракеты для Patriot или NASAMS прямо перед ударом, иногда буквально в последний момент», — сказал президент.

После «Рамштайна» Зеленский анонсировал поступление новых пакетов военной помощи от союзников, в том числе ракет ПВО и защиты от баллистики. Однако ждать значительного количества ракет не стоит. К примеру, Германия предложила передать лишь пять ракет — при условии, что другие государства добавят еще 30. Как пояснил министр иностранных дел Германии Йоханн Вадефуль (Johann Wadephul), Берлин фактически исчерпал собственные запасы ракет для ПВО. «Те оставшиеся зенитные ракеты, в том числе для систем Patriot, произведены в Америке. Честно говоря, все, что сейчас выходит из производственных цехов, сразу поступает в Украину», — заявил он.

Ограниченное производство ракет

Уже в скором времени Германия сможет самостоятельно производить ракеты для систем Patriot. В городе Шробенхаузен в Баварии строится предприятие, на котором будут выпускать ракеты GEM T — модернизированную версию PAC-2. Запуск производства ожидается в конце 2026 или начале 2027 года. Это станет первой полноценной линией производства ракет Patriot в Европе.

В настоящее время европейские страны — Польша и Испания — производят только отдельные компоненты к ракетам. Единственным производителем ракет для Patriot за пределами США остается Япония. Однако эта продукция в основном предназначена для внутренних нужд страны.

В то же время США пока отвергают предложения наладить производство в Украине или в соседних странах, заявил Владимир Зеленский. «Украина уже говорила об этом с США, о необходимости создать в Европе достаточное производство ракет, в частности для Patriot. Были обещания по лицензиям на производство, однако США так и не приняли соответствующего решения, хотя мы предлагали организовать его как в Украине, так и совместно с партнерами по НАТО в регионе — с Румынией, Польшей», — сказал он.

По мнению Валерия Романенко, наладить полноценное производство ракет Patriot в Украине было бы сложно в условиях обстрелов. «Но мы могли бы заниматься крупноузловой сборкой», – говорит он. Однако Романенко уверен, что США неохотно наращивают производственные мощности из-за экономических аспектов. «В США почти все вооружение выпускается частными фирмами. Им выгоден дефицит. Потому что они сейчас устанавливают сумасшедшие цены за ракеты. Некоторые типы подорожали втрое с начала войны», — говорит он.

Нереализованные украинские разработки

В целом в мире немного производителей зенитных комплексов, особенно тех, которые способны сбивать баллистику, отмечает Юрий Игнат. «Украина могла бы быть одной из топ-стран, если бы Россия не ставила палки в колеса и государство финансировало (разработку и производство. – Ред.). В Украине сотни предприятий оборонно-промышленного комплекса. Но во времена независимости Украина не изготовила ни одной зенитной ракеты. Хотя был серьезный потенциал со времен СССР. Мы же в космос ракеты запускали раньше», — сказал он.

В советское время Украина также могла сбивать баллистику, напоминает DW генерал-лейтенант, бывший заместитель начальника Генерального штаба ВСУ Игорь Романенко. «У сухопутных войск был комплекс С-300В1, но после 1991 года Москва не давала к ним противоракеты для сбития баллистики. Эти ракеты даже в советское время производились не в Украине», — объясняет он.

За время независимости Украины, по словам Романенко, планировали создать собственное оружие для противодействия баллистике. «Во время службы я отвечал за программу оперативно-тактического ракетного комплекса «Сапсан» («Гром-2″). Его украинский ОПК разрабатывал еще с 2006 года. Этот комплекс планировался не только для ударов по наземным целям, но и в режиме ПВО», — говорит он. В 2025 году, по данным СМИ, комплекс вышел на серийное производство и системное применение. Официально разработка не комментировалась, хотя РФ уже несколько раз заявляла о «сбитии» украинских ракет «Гром-2». Но вероятнее всего, что «Сапсан» функционирует только в режиме «земля-земля». По словам Романенко, адаптация комплекса для работы в режиме ПВО является более сложной технической задачей.

Кроме того, с 2016 года украинское конструкторское бюро «Луч» работало над ЗРК «Коралл», который, по замыслу инженеров, был бы способен уничтожать баллистические ракеты. Впервые макет был показан в 2021 году. Два года спустя экс-министр стратегических отраслей промышленности Александр Камышин отчитывался об активизации работы над проектами отечественных зенитно-ракетных комплексов. «По двум проектам прошли первые летные испытания», — написал он тогда, прикрепив к сообщению изображение ракеты «Коралл». Однако с тех пор публично о разработке не сообщалось.

Перед полномасштабной войной КБ «Южное» также разработало проект зенитно-ракетной системы большой дальности «Кильчень», позиционировавшийся как комплекс для поражения баллистических ракет. Однако фактические работы по проекту так и не начались. «Все остановилось на разработке компонентов комплекса. То есть только в начале разработки. У нас есть школа, которая способна это сделать. На это нужно лет 6-8. Но в нынешних условиях, в том числе из-за ударов РФ, это невозможно», — убежден авиационный эксперт Криволап.

Баллистика вместо ПВО

Опрошенные DW эксперты все же сходятся во мнении, что сейчас стоит вкладывать силы в производство баллистических ракет, которые уничтожили бы российский ВПК. «Это единственный путь, как мы можем уменьшить количество прилетающих к нам ракет», — отмечает Валерий Романенко. При этом эксперт отмечает, что баллистика эффективнее крылатых ракет. «Если мы запускаем крылатую ракету «Фламинго», восемь из 10 или даже девять из 10 будут сбиты российской ПВО. Так же как мы сбиваем российские крылатые ракеты. Процент попаданий запущенных баллистических ракет гораздо больше. Поэтому это экономически выгоднее», — добавляет Романенко.

А вот разрабатывать ПВО для уничтожения баллистики в условиях войны абсолютно нереалистично, убежден он. «Мы уже начали производить баллистику, и россияне выбили ее одним ударом. Если мы начнем что-то еще более высокостоящее, то деньги пойдут на ветер», – считает Романенко, добавляя, что ракеты для сбивания баллистики Украине придется просить у партнеров даже после войны. Однако со временем Украина должна вернуться к разработке своей ПВО, убежден генерал-лейтенант Игорь Романенко. «Иметь свое всегда лучше», — заключает он.

Exit mobile version