В Индии сейчас проходит пятидневный саммит по вопросам искусственного интеллекта (ИИ), в котором помимо руководителей ведущих мировых технологических компаний также участвуют лидеры более 20 государств. Девиз саммита, который впервые принимает страна Глобального Юга, — «Процветание для всех, счастье для всех». Пока же, в этом сходится подавляющее большинство экспертов, лидерство в сфере ИИ принадлежит США и Китаю.
Год назад Кремниевая долина и Уолл-стрит были потрясены выходом на рынок китайского мобильного приложения DeepSeek, которое выступило конкурентом американских больших языковых моделей (Large Language Model, LLM), таких как ChatGPT. Сервис DeepSeek при значительно меньших затратах и использовании менее совершенных чипов в ходе ключевых тестов продемонстрировал сопоставимую производительность.
Его появление открыло новую главу в американо-китайском соперничестве в области искусственного интеллекта: мир признал конкурентоспособность китайских LLM, а Пекин стал вкладывать еще больше ресурсов в развитие собственной экосистемы ИИ.
Планы Китая и США в области ИИ
В своем плане действий в этой сфере, опубликованном через несколько месяцев после появления DeepSeek, администрация президента США Дональда Трампа четко обозначила свои ставки: «Соединенные Штаты участвуют в гонке за достижение глобального доминирования в области искусственного интеллекта». План под названием «Победа в гонке: план действий Америки в области ИИ», среди прочего, содержал призывы к отмене нормативных барьеров, которые, по мнению его авторов, препятствуют инновациям, и к использованию доминирования американских технологий в мире.
Обращаясь ко всем странам, «желающим присоединиться к американскому альянсу в сфере ИИ», Вашингтон заявил, что США должны начать с «экспорта всего своего набора технологий ИИ», который включает в себя «оборудование, языковые модели, программное обеспечение, приложения и стандарты», чтобы «остановить (…) стратегических соперников от превращения наших союзников в зависимых от иностранных технологий». Этот посыл наблюдатели восприняли как слабо завуалированный намек в сторону Китая.
Примерно в то же время КНР опубликовала свой «Глобальный план действий по управлению ИИ», используя менее конфронтационный тон. В документе звучал призыв к созданию «разнообразной, открытой и инновационной» экосистемы ИИ, которая бы в полной мере задействовала роль «многих заинтересованных сторон» и «общими усилиями способствовала бы международному обмену и диалогу по вопросам управления ИИ».
«Китай, безусловно, на риторическом уровне позиционирует себя как настроенный на многостороннее сотрудничество глобальный лидер, открытый и ориентированный на развитие», — поделился своим мнением с DW научный сотрудник программы по технологиям и международным отношениям в Фонде Карнеги за международный мир (CEIP) Скотт Сингер. — Пекин проводил свою геополитическую линию в сфере ИИ еще до второго президентства Дональда Трампа, но сейчас она находит все больший отклик в мире из-за упора администрации Трампа на доминировании в области ИИ и его курса «Америка прежде всего».
По оценке Сингера, «если вопрос состоит в том, проводит ли Китай стратегию доминирования в области ИИ, то, ответ на него отрицательный». Пекин, полагает сотрудник CEIP, «собирается захватить лидерство, используя возможность заполнить пробелы, оставленные Соединенными Штатами, которые отступили со многих позиций на мировой арене».
США доминируют в области компьютерной техники
Несмотря на популярность DeepSeek и других китайских LLM, которые по своим возможностям сопоставимы с OpenAI или Gemini при решении таких простых задачах, как создание текста, перевод и запуск чат-ботов, американские технологические гиганты намерены и дальше доминировать в области вычислительных мощностей, необходимых для обучения передовых моделей. Самые продвинутые чипы для ИИ производятся компанией Nvidia из Кремниевой долины, и на данный момент США значительно опережают Китай в наращивании центров обработки данных (ЦОД).
У Китая огромное количество талантливых специалистов в области искусственного интеллекта, колоссальные массивы данных и энергоресурсы, но ему, по оценке наблюдателей, не хватает самых современных микрочипов, необходимых для вычислительной производительности. Введенные США ограничения на экспорт в КНР таких чипов и полупроводниковых компонентов для технологии ИИ призваны сохранить это преимущество американцев.
Серия Ascend от Huawei, пожалуй, является самым передовым семейством чипов для ИИ, выпускаемых в Китае. Она включает в себя такие модели, как Ascend 910, которые, как показали тесты DeepSeek, дают 60% производительности более старых чипов Nvidia H100 при генерации текста, обработке запросов чат-ботов или классификации изображений.
Однако китайские чипы по-прежнему значительно отстают в решении более сложных задач, таких как обучение LLM или развитие экосистемы. Huawei также не может пока выпускать столько микрочипов, сколько Nvidia, поэтому объединять их в группы, чтобы повысить мощность, труднее и обходится дороже. В декабре 2025 года администрация Трампа объявила о серьезном изменении своей экспортной политики в этой области, разрешив поставки чипов серии H200 компании Nvidia проверенным китайским покупателям в обмен на долю от продаж.
Сдерживая поставки китайцам самых передовых чипов Blackwell и Rubin компании Nvidia, власти США рассчитывают сохранить технологическое лидерство, одновременно подталкивая Китай к формированию зависимости от более старых американских технологий. Критики такого курса предупреждают, что H200 по-прежнему обладают высокими характеристиками и могут подорвать нынешнее преимущество американцев в вычислительной технике. Китайские компании, такие как Alibaba, Tencent и ByteDance, уже заказали более 2 миллионов чипов H200 на сумму, оцениваемую более чем в 50 миллиардов долларов.
Однако сейчас импорт этих чипов в Китай заблокирован. В середине января агентство Reuters сообщило, что китайским таможенникам было поручено запретить местным компаниям их завозить. Неясно, как долго будет действовать этот запрет и можно ли его считать официальным.
Китайские компании используют свои открытые модели ИИ
Руководство КНР ставит во главу угла достижение самостоятельности в производстве полупроводников. Но даже без новейших чипов китайские технологии ИИ набирают обороты, а местные модели (так называемые модели с открытыми весами — open-weight models, в отличие от моделей с полностью открытым кодом — open-source), такие как DeepSeek, Moonshot AI и Qwen от Alibaba, позволяют разработчикам создавать приложения ИИ с меньшими затратами и более низкими барьерами для входа на рынок.
«Открытые веса» означает, что определенные обученные параметры нейронной сети (веса) общедоступны, и любые разработчики могут легко подстраивать такую модель под свои задачи — например, писать код самим или делать краткие отчеты. В то же время пользователи модели open-weight, как правило, не имеют доступа к исходному коду обучения или обучающим данным. Семейство моделей Qwen от Alibaba в настоящее время — самые скачиваемые в мире открытые модели; по информации американской платформы для совместной работы в области ИИ Hugging Face, их скачали уже примерно 700 миллионов раз, передает китайское информагентство «Синьхуа». Qwen обогнали модели с отрытыми весами LLaMA, выпускаемые компанией Meta.
По данным разработчиков Qwen, Alibaba открыла исходные данные почти 400 моделей Qwen, и они «породили более 180 000 производных версий». В своем новогоднем обращении председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что в 2025 году китайские технологии «вышли на совершенно новый уровень». «Многие крупные модели искусственного интеллекта участвуют в гонке за лидерство, и в исследованиях и разработке наших собственных микрочипов были достигнуты прорывы», — добавил Си.
В отчете американского Центра стандартов и инноваций в области ИИ (Center for AI Standards and Innovation, CAISI) подчеркивается важность разных видов открытых моделей, «основанных на американских ценностях», и отмечается, что «модели с открытым кодом и с открытыми весами могут стать глобальными стандартами в некоторых областях бизнеса и академических исследований». При этом также указывается, что власти должны «создать благоприятную среду» для таких моделей.
В то же время авторы отчета предупреждают о «недостатках в сфере безопасности и цензуре», обнаруженных в популярных китайских моделях, таких как DeepSeek, которые «могут нести риск для разработчиков приложений, для потребителей и для национальной безопасности США». «Успех в распространении ИИ во многом будет зависеть от того, как технологии превратят в реальные продукты. Скорость, с которой ИИ будет развиваться, зависит от того, насколько разработчикам удобно использовать ваш продукт и насколько он нравится обычным пользователям», — поясняет Скотт Сингер из CEIP.
Китай нацелен на ИИ-приложения, работающие в «реальном мире»
Успех китайских больших языковых моделей подтолкнул Пекин к развитию ИИ внутри страны с приоритетом на приложения, используемые в практических сферах, такие как робототехника и производство. В 2026 году КНР намерена перейти к реализации инициативы «ИИ плюс», которая в рамках экономической модернизации направлена на внедрение этой технологии в различные сектора — в промышленность, сферу услуг, здравоохранение и госуправление. Долгосрочный план действий предусматривает создание к 2035 году общества, «полностью управляемого ИИ».
«США и Китай делают принципиально разные ставки на всю линейку технологий искусственного интеллекта. Американские компании лидируют в гонке за масштабирование возможностей программного обеспечения и автоматизацию многих задач, которые можно выполнить на компьютере. Китай же, напротив, вкладывает значительные средства в робототехнику на базе ИИ», — считает Скотт Сингер.
По его выражению, интеграция ИИ в реальный мир — «это сердце и душа» китайской политики в этой области, поскольку в Пекине верят, что данная технология разрешит сегодняшние проблемы и вызовы. «Робототехника на базе ИИ — это область, где Китай, похоже, опережает своих западных коллег», — уточняет Сингер. По его словам, искать решения политиков заставляют такие острые экономические проблемы КНР, как безработица среди молодежи и слабый потребительский спрос.
Приоритеты США и Китая в развитии ИИ расходятся
Оценивая в целом ситуацию с ИИ на 2026 год, аналитики отмечают, что темпы разработки и внедрения новых моделей ИИ в США могут определяться ограничениями на разработку LLM — к примеру, доступностью электроэнергии и сроками строительства ЦОД. При этом Китай продолжает отставать в создании собственной экосистемы микрочипов. Поскольку приоритеты Вашингтона и Пекина в развитии ИИ расходятся, в перспективе может сложиться ситуация, когда обе страны будут доминировать в отдельных нишах, и не одна из них не будет преобладать во всей сфере ИИ.
«Похоже, что это тенденция: США определенно лидируют в разработке чипов, хотя Китай догоняет их в области LLM и готов вырваться вперед в некоторых областях управления ИИ», — констатирует в интервью DW Сяомен Лу, директор по геотехнологиям в американской консалтинговой компании Eurasia Group, которая специализируется на изучении политических рисков. И Китай, прознозирует исследовательница, намерен продолжать позиционировать себя как сторонника того, что обозначил в своем плане развития ИИ как «создание разнообразной, открытой и инновационной экосистемы».
Это, говорит Сяомен Лу, базовый сценарий Eurasia Group на 2026 год: «Пока китайские модели с открытым кодом по своим возможностям не отстают сильно от ведущих американских, власти КНР, скорее всего, будут придерживаться именно такого подхода к регулированию ИИ».
Со своей стороны, Сингер из CEIP отмечает, что опыт работы непосредственно в технологических центрах Китая и США дает понимание того, в каком направлении сейчас движется развитие ИИ.
Разница, по его мнению, заключается в атмосфере на уровне экосистемы: «Если вы отправитесь в Кремниевую долину и зайдете в аэропорт Сан-Франциско, то не сможете не почувствовать убежденности в том, что дальнейшее масштабирование возможностей самых передовых базовых моделей приведет к трансформационным изменениям в том, как мы функционируем как общество. И это может принести огромные геополитические выгоды».
«Если же сравнить это с разговорами в Китае — в Пекине, Шанхае, Шэньчжэне, Чжэцзяне, в тех регионах, где развивается ИИ, — то там гораздо больше энтузиазма и энергии вокруг того, как использовать эту технологию уже сегодня», — резюмировал Сингер.

