C 1 марта 2026 года в Грузии вступит в силу нововведение, касающееся трудоустройства мигрантов. Это создаст дополнительные проблемы для россиян, большинство из которых оказались здесь после объявления в РФ мобилизации в сентябре 2022 года, и сейчас находятся в уязвимом положении из-за политического кризиса в Грузии и нынешнего сближения между Тбилиси и Москвой. Чего ждать релокантам?
Что изменится с 1 марта
Для заключения трудового контракта отныне будет необходима рабочая виза (D1) или ВНЖ. Иностранцы, зарегистрированные в Грузии как индивидуальные предприниматели (ИП), в свою очередь, будут обязаны оформлять разрешение на работу, даже если оказывают услуги дистанционно. В эту категорию входят, например, IT-специалисты, а также все другие, работающие на удаленке, которых среди российских эмигрантов большинство.
«Даже сами чиновники пока не знают, как это правило будет работать на практике. Мне прямо так и сказали, когда я позвонил на горячую линию», — рассказал DW Константин, СММ-менеджер, имеющий статус ИП. Учитывая то, что, в отличие от большинства соотечественников, у него есть ВНЖ, Константин спокоен, собирается пока работать, как прежде, и просто следить за развитием событий. «Да и вообще не думаю, что это коснется таких, как я. Уверен, что это сделано, чтобы ограничить курьеров и таксистов. Чтобы иностранцы не конкурировали с местными», — считает Константин.
«Чтобы не было, как в Европе»
Официально ужесточать миграционную политику Грузия начала с 1 октября 2025 года. По словам премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе, вопрос миграции «один из тех, которые особенно волнуют грузинское общество», и это нормально «на фоне происходящих в Европе процессов». «Вы видите, как растет доля мигрантов в населении отдельных стран ЕС. Естественно, каждый грузинский патриот желает, чтобы Грузия твердо защитила и сохранила свою национальную и религиозную идентичность», — сказал премьер 13 февраля.
Кобахидзе сообщил, что за 2025 год из Грузии были выдворены больше нелегальных мигрантов, чем за предыдущие десять лет в совокупности. И в стране все еще находятся свыше 20 тысяч нелегалов, на которых у правительства уже есть конкретные планы. «В текущем году должно быть выдворено около четырех тысяч нелегальных мигрантов. Так в течение нескольких лет мы можем полностью ликвидировать незаконную миграцию в Грузии», — заявил премьер-министр.
Цена просроченного «визарана» — возможная депортация
Согласно национальной статистике за 2024 год, в Грузии на постоянной основе проживали 250 тыс. иностранцев, что составляет 6,6% от ее населения. Это в десять раз больше, чем в 2014 году. Значительную часть этого прироста «обеспечила» война России против Украины, после начала которой в Грузию приехали десятки тысяч российских релокантов и украинских беженцев.
На тот момент миграционные условия в Грузии были практически идеальными. Местное законодательство позволяло гражданам 96 государств, включая Россию, оставаться в стране без визы и вида на жительство (ВНЖ) на протяжении года. А так как оформить грузинский ВНЖ достаточно сложно, практически никто этим не занимался.
Правда в 2024-2025 годах участились случаи, когда россиянам, занимавшимся общественно-политической деятельностью, отказывали во въезде без объяснения причин. Поэтому многие из них предпочитали не выезжать «до последнего» — намереваясь рано или поздно переехать в третью страну, они считали, что проще напоследок заплатить штраф за просроченный «визаран» — практика, при которой иностранцы выезжали за пределы Грузии на короткое время и возвращались обратно. Но если раньше этот штраф был весьма скромный и начинался со 180 лари (57 евро), то с 1 октября 2025 года повысился до 1000 лари (316 евро). Также был ужесточен контроль над соблюдением «визарана».
«Проще говоря, резко возрос риск, что вас остановят на улице, заглянут в паспорт, обнаружат просроченный «визаран» и выдворят из страны в кратчайшие сроки, предварительно заставив заплатить немаленький штраф», — рассказал DW один из собеседников.
Россиянин Олег, бывший сотрудник одного из штабов оппозиционера Алексея Навального, живет в Грузии три года, и впервые столкнулся с изменением отношения пограничников еще в августе 2025 года, возвращаясь из Армении. «Пограничник стал спрашивать меня, учу ли я грузинский язык, попросил сказать что-нибудь по-грузински, спрашивал, почему у меня нет ВНЖ. В общем, долго не хотел впускать, и сделал это только после того, как его уговорила другая пограничница, из соседней кабинки», — рассказывает Олег.
«А что это вы тут делаете?»
МВД Грузии также получило расширенные полномочия для выявления нелегалов, вплоть до права проверять жилье иностранцев, участились формальные проверки документов, упростился процесс депортации.
В январе 2026 года 25-летний россиянин Николай подвергался таким проверкам трижды. «Подъезжает машина без опознавательных знаков, из нее выходят несколько полицейских в штатском. Спрашивают, что я тут делаю, есть ли у меня при себе что-то «противозаконное», проверяют рюкзак и карманы… Два раза сфотографировали меня и мой паспорт», — описывает Николай эту процедуру, ставшую уже привычной. Он не понимает, чем продиктована такая «популярность», и списывает ее на то, что, по его мнению, молодые парни в целом вызывают у полиции подозрения.
Однако его подругу Татьяну тоже регулярно останавливают и проверяют. «Причем всякий раз это происходит у нас на районе, когда я гуляю с собакой. И полицейские одни и те же. Они нас в лицо знают — и меня, и собаку. Уже шутят по этому поводу. И все равно проверяют», — поделилась с DW Татьяна.

