Президент США Дональд Трамп на первом заседании своего вызывающего споры «Совета мира» в Вашингтоне в четверг, 19 февраля, объявил о формировании масштабного пакета помощи для разрушенного сектора Газа. Девять государств — Казахстан, Азербайджан, ОАЭ, Марокко, Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия, Узбекистан и Кувейт — обязались выделить суммарно 7 млрд долларов.
Для обеспечения долгосрочного мира между Израилем и исламистским движением ХАМАС, которое признано террористическим в США и ЕС, пять стран выразили готовность направить в регион своих военных. В состав будущих Международных сил стабилизации (МСС) войдут контингенты из Казахстана, Марокко, Албании, Косово и Индонезии.
Участие Казахстана
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подтвердил, что его страна направит в состав новых Международных сил стабилизации для Газы воинские подразделения, включая медицинские.
К настоящему времени конкретные данные о численности своего контингента назвала лишь Индонезия, она готова отрядить от 5000 до 8000 военнослужащих. По словам генерал-майора МСС Джаспера Джефферса, общая численность миротворцев в долгосрочной перспективе должна составить 20 тысяч человек. Первоначально они будут размещены в Рафахе на юге анклава, а затем их зона ответственности будет расширена.
The Guardian: Трамп хочет построить в Газе военную базу на 5000 человек для «Совета мира»
По сведениям британской газеты The Guardian, администрация Трампа планирует построить в секторе Газа военную базу для размещения 5000 военнослужащих МСС. Согласно планам, база займет площадь более свыше 1,4 кв. км. Объект будет окружен 26 бронированными наблюдательными вышками и колючей проволокой, на его территории разместят стрельбище, бункеры и склад военной техники. Небольшая группа международных строительных компаний, специализирующихся на работе в зонах боевых действий, уже совершила ознакомительный визит на место будущего строительства в южной части сектора Газа.
Альтернатива ООН?
Трамп учредил «Совет мира» во время Всемирного экономического форума в Давосе, что вызвало широкий резонанс. Хотя темой первой встречи совета стал сектор Газа, новый орган позиционируется как глобальный инструмент урегулирования конфликтов. Критики рассматривают его как прямую конкуренцию ООН, деятельность которой Трамп неоднократно подвергал резкой критике.
В заседании Совета мира в Вашингтоне участвовали представители около 40 государств, включая премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, президента Аргентины Хавьера Милея и экс-премьера Великобритании Тони Блэра. Германия, отказавшаяся войти в «Совет мира», была представлена лишь на уровне высокопоставленных чиновников МИДа. В том виде, в каком Трамп сейчас планирует этот орган, «мы не можем принять хотя бы уже одни только структуры управления, в том числе по причинам конституционного права Германии», пояснил ранее канцлер ФРГ Фридрих Мерц (Friedrich Merz).
Сам Трамп пообещал выделить на нужды Совета 10 млрд долларов, заявив, что «нет ничего важнее мира». Это происходит на фоне прекращения финансирования Вашингтоном ряда структур ООН (ВОЗ, ЮНЕСКО, БАПОР) и предупреждений генсека Антониу Гутерриша о «неминуемом финансовом коллапсе» Организации Объединенных Наций.
Сложности на земле
Эксперты отмечают, что для полноценного восстановления сектора Газа заявленных 7 млрд долларов недостаточно. Общая стоимость восстановления оценивается в 70 млрд. Трамп также упомянул дополнительные 2 млрд долларов, собираемые структурами ООН, и инициативу ФИФА по сбору 75 млн долларов на спортивные проекты.
В то же время реализация планов сталкивается с серьезными препятствиями. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху подчеркнул, что восстановление начнется лишь после разоружения ХАМАС. При этом группировка категорически отвергает это требование, она укрепила свою власть на подконтрольной территории, и ни одна из стран-участниц сил стабилизации пока не изъявила готовность взять на себя задачу по принудительному разоружению боевиков.
С 10 октября в анклаве действует хрупкое перемирие, в рамках которого были возвращены все заложники (живые и тела погибших). Израильская армия (ЦАХАЛ) отошла на так называемую «желтую линию», контролируя лишь половину сектора.















