76063557 403.jpg Deutsche Welle Александр Лукашенко

Лукашенко будет использовать Совет мира, чтобы улучшить имидж на Западе

0

19 февраля в Вашингтоне прошло первое заседание созданного Дональдом Трампом Совета мира. Беларусь на нем не была представлена, но власти не отказываются от участия.

Что Лукашенко рассчитывает получить от Совета мира

После 2020 года Лукашенко находился в почти полной изоляции на западном направлении. Однако сейчас можно наблюдать определенное потепление и осторожное восстановление коммуникации благодаря контактам с американцами, отмечает политический аналитик Вадим Можейко. По его мнению, Лукашенко попробует использовать Совет Трампа для признания в мире.

«Пока Совет мира выглядит скорее как имиджевый проект Дональда Трампа. Соответственно, и возможные выгоды для Лукашенко носят прежде всего имиджевый характер. Уже сам факт приглашения в такую структуру, публикации американских государственных ведомств с обращением «Dear Mr. President» к Лукашенко, использование красно-зеленого флага рядом с американским — все это имеет большое символическое значение. Это можно рассматривать как заметный шаг вперед и даже как переход на более высокий уровень международного признания».

Эксперт считает, что для Лукашенко это возможность перейти из статуса непризнанного лидера в круг тех, кто напрямую взаимодействует с США на высоком уровне. «До появления Трампа у власти такой сценарий выглядел практически недостижимой мечтой для Лукашенко, а теперь становится возможным».

Советник Светланы Тихановской Анатолий Лебедько считает, что Лукашенко сейчас сосредоточен на том, чтобы не потерять Трампа. «Он рассматривает его как свою надежду и инструмент для возвращения хотя бы части международной легитимности, — говорит собеседник. — Освобождение политзаключенных может стать для него платой за возможность приехать в Вашингтон, попасть в Овальный кабинет, оказаться рядом с Трампом и услышать от него публично слова поддержки. Это для Лукашенко своего рода политический Эверест».

Показательным, по мнению Лебедько, стало то, как быстро правитель Беларуси отреагировал на предложение США. «Уже на следующий день Лукашенко направил сигнал о готовности присоединиться. Он даже не стал ждать реакции Путина, который на тот момент еще не сделал собственного заявления по этому поводу».

Россия будет контролировать переговоры Лукашенко с американцами

Однако вскоре после таких заявлений Александра Лукашенко в России заговорили о том, что на выборах в 2030 году западные страны попытаются дестабилизировать обстановку в Беларуси. Сначала с таким заявлением выступила Служба военной разведки РФ, затем пресс-секретарь МИД.

«Такая динамика, безусловно, вызывает напряжение в России, — говорит политический аналитик Вадим Можейко. — Для Путина идеальный сценарий — максимальная международная изоляция Лукашенко, при которой единственным его полноценным партнером остается Москва».

Поэтому Кремль, по мнению Можейко, заинтересован в том, чтобы сдерживать любое сближение Минска с Западом. «Один из инструментов — постоянные напоминания о якобы существующей угрозе для Лукашенко со стороны западных стран. Эта угроза может быть как реальной, так и во многом сконструированной, но она хорошо вписывается в мировоззрение самого Лукашенко, который традиционно воспринимает Запад как источник давления и попыток дестабилизации».

Сразу же после предупреждений из Москвы Лукашенко вновь заговорил о прочном союзе с Россией, который никто не сможет разрушить. «Когда из России звучат сигналы или угрозы, Лукашенко, как правило, отвечает демонстративными заявлениями о союзничестве и близости с Москвой. Это своего рода политический ритуал, который повторяется уже много лет, — отмечает Вадим Можейко. — Одновременно он старается сохранять пространство для маневра и ограниченных контактов с Западом. Сложность в том, что авторитарный характер режима существенно сужает возможности для такого балансирования. Тем не менее эта политическая «игра» продолжается давно, и ее основные участники хорошо понимают логику действий друг друга».

А что получит Беларусь от участия в Совете мира?

Юрист Екатерина Дейкало говорит, что на данный момент не видит международно-правовых бонусов, которые Беларусь могла бы получить от участия в Совете мира. «Пока это выглядит скорее как политический клуб по интересам Трампа, но не международная организация, — уточняет эксперт. — Изначально эта структура задумывалась для урегулирования ситуации с Газой. И, судя по первому заседанию, этот вопрос пока единственная конкретика из того, чем будет заниматься Совет. Присоединившиеся государства могут вложиться либо деньгами, либо иными ресурсами, в том числе человеческими — миротворческим контингентом. Такое участие для страны может быть важно политически, но не уверена, что Беларусь к этому готова».

По мнению Дейкало, участие Беларуси в Совете мира вряд ли изменит отношение к Лукашенко на Западе. «Во-первых, репутация Совета сомнительна: там закреплена абсолютная власть Трампа над всеми процессами и органами. При этом Беларусь участвует во многих международных организациях, включая ООН. Но это не влияет на отношение к Лукашенко со стороны западных стран в контексте репрессий. Во-вторых, большинство западных стран либо уже прямо отказались от участия в этой инициативе, либо пока не ответили на приглашение, в том числе по причине ее сомнительности с точки зрения верховенства права и демократических принципов. Отношение со стороны США тоже показательно: как стало известно, белорусской делегации не дали американские визы для поездки».

Участие в Совете мира, по мнению эксперта, не станет аргументом в переговорах о смягчении санкций. «В 2025 году Беларусь оказывала гуманитарную помощь четырем странам — хорошее дело. Но это никак не влияет на то, что происходит в стране. Почему сам факт участия в мирных инициативах должен быть основанием для смягчения санкций? Единственная мирная инициатива, участие в которой может быть аргументом на переговорах с Лукашенко, — разрешение гуманитарного кризиса в Беларуси».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle