Приговор к 20-летнему тюремному сроку бывшего премьер-министра Нагорного Карабаха и российского бизнесмена Рубена Варданяна, который 17 февраля вынес Военный суд в Баку, поставил точку в серии показательных судебных процессов в Азербайджане над политическими лидерами бывшей непризнанной республики Нагорный Карабах.
В начале февраля 2026 года Военный суд в Баку приговорил к пожизненному заключению бывшего президента непризнанной республики Араика Арутюняна и его четырех соратников. Еще десять человек получили сроки от 15 до 20 лет лишения свободы. Как и Варданяна, их обвинили в подготовке и ведении агрессивной войны, геноциде, терроризме, насильственном захвате и удержании власти, а также других преступлениях.
В сентябре 2023 года в результате однодневной военной операции Азербайджан восстановил полный контроль над регионом, который в начале 1990-х провозгласил себя независимой республикой Арцах, но так и не был признан ни одной страной в мире. Армянское население — более 100 тысяч человек — покинуло свои дома и бежало в Армению. На этом фоне власти региона подписали указ о прекращении существования Нагорно-Карабахской республики с 1 января 2024 года. Осенью 2023 года служба государственной безопасности Азербайджана задержала Рубена Варданяна и других политических лидеров непризнанной республики в Лачинском коридоре при попытке выехать из Карабаха.
Amnesty International: Приговоры экс-лидерам Карабаха — судебный фарс
Amnesty International — одна из немногих международных правозащитных организаций, осудивших процессы над бывшими лидерами Нагорного Карабаха. «Приговоры 17 подсудимым, кульминацией которого стало осуждение Рубена Варданяна, это не что иное, как судебный фарс. Сам факт того, что Рубен Варданян наряду с другими гражданскими лицами предстал перед военным судом, вызывает серьезные опасения и несовместим с гарантиями справедливого судебного разбирательства», — заявила директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии Мари Стразерс.
«Обвиняемые в множестве крайне тяжких преступлений, Рубен Варданян и другие подсудимые предстали перед судом практически в закрытом режиме на основании «доказательств», представленных на языке, который они не понимали, и не переведенных должным образом. Даже обвинения — более 40 только против Варданяна, включая «терроризм» и «преступления против человечности» , — не были полностью обнародованы в ходе разбирательства. Amnesty International запросила у азербайджанских властей информацию о судебном процессе и собранных доказательствах, но не получила ответа», — следует из заявления Стразерс.
Семья Варданяна: «Ужасающий, но ожидаемый» приговор
Власти Азербайджана обвиняли 57-летнего Варданяна в финансировании терроризма, насильственном захвате власти, преступлениях против мира и человечности, похищении людей, применении пыток и еще целом ряде нарушений уголовного кодекса страны. Обвинение запрашивало для Варданяна пожизненный срок. Сам он отказался признавать вину и назвал процесс политическим преследованием.
До 2022 года уроженец Армении Варданян был больше известен как российский миллиардер, который владел инвестиционной компанией «Тройка-диалог» и со-основал бизнес-школу «Сколково». Журнал Forbes оценивал его состояние более чем в один миллиард долларов.
Осенью 2022 года он отказался от российского гражданства и уехал в Нагорный Карабах. Там Варданян занял пост «госминистра» — премьер-министра непризнанной республики. Впрочем, на этой должности он пробыл всего четыре месяца, однако после отставки в феврале 2023 года Варданян решил не покидать Нагорный Карабах.
Cемья Варданяна назвала приговор «ужасающим, но ожидаемым» и заявила, что продолжит добиваться освобождения всех армянских заключенных, осужденных властями Азербайджана.
Консенсуса о статусе Нагорного Карабаха не существовало более 30 лет
После распада СССР конфликт вокруг Нагорного Карабаха оставался неразрешенным на протяжении трех десятилетий. Несколько резолюций Совета безопасности ООН в 1990-х годах подтверждали суверенитет Азербайджана над регионом и требовали вывода армянских войск с занятых территорий.
Между сторонами регулярно происходили вооруженные столкновения, пока летом 2020 года на линии конфликта вновь не начались масштабные боевые действия. Осенью азербайджанским войскам удалось занять около двух третей территории, которая ранее контролировалась властями непризнанной республики. Ереван от имени властей Нагорного Карабаха признал территориальные потери.
«На международном уровне не существовало ни правового, ни геополитического консенсуса о статусе региона. В итоге к 2020 году все смирились со статусом-кво», — пояснил в разговоре с DW аналитик Германского общества внешней политики (DGAP) Штефан Майстер (Stefan Meister).
Европейские страны оказались разделены в вопросе Нагорного Карабаха, объясняет Майстер. Немаловажную роль здесь сыграли государственные интересы. Одна часть стран получала ресурсы из Азербайджана и поэтому склонялась к позиции Баку, а другая, где проживало крупное армянское меньшинство, поддерживала принцип права народа на самоопределение.
После восстановления суверенитета Азербайджана над регионом Европейский Союз осудил фактическое изгнание армянского населения. Однако страны-члены ЕС так и не смогли договориться о санкциях против Баку, напоминает в разговоре с DW Штефан Майстер. «Пример Карабаха показывает, что сообщества западных стран, разделяющих одинаковые ценности, больше не существует», — считает аналитик DGAP. Баку добился контроля над регионом, и международное сообщество приняло это как свершившийся факт.
Алиев исключает амнистию для руководства Нагорного Карабаха
Вопрос об амнистии задержанного руководства непризнанной республики Нагорный Карабах часто поднимает оппозиция в Армении. Она упрекает премьер-министра страны Никола Пашиняна в игнорировании этой темы на переговорах с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и западными политиками.
Сам Пашинян утверждает, что обсуждал вопрос освобождения политических лидеров Нагорного Карабаха на встрече с президентом США Дональдом Трампом, однако воздержался от дальнейших комментариев из-за «деликатности темы».
Во время недавнего визита в Ереван вице-президент США Джей Ди Вэнс также уклонился от однозначного ответа на вопрос об армянских лидерах Нагорного Карабаха, представших перед судом в Азербайджане.
13 февраля президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил в интервью телеканалу France 24, что не планирует освобождать осужденных лидеров непризнанной республики. По его словам, судебный процесс над ними был «прозрачным», а их вина — «полностью доказана». Алиев также сравнил бывшее руководство Нагорного Карабаха с нацистскими преступниками, осужденными в Нюрнберге после Второй мировой войны.
Штефан Майстер считает, что показательными процессами над бывшими лидерами непризнанной республики Алиев намеренно демонстрирует жестокость и «мстит за проигранную первую Карабахскую войну». По словам аналитика, президент Азербайджана может позволить себе такие суровые приговоры, потому что международная критика его не волнует. При этом Майстер также отмечает, что назвать осужденных полностью невиновными в нарушении права было бы «проблематично».
Действия Баку — пример авторитарного урегулирования конфликтов
«Карабах больше не играет роли в европейской и международной политике. Азербайджан — важный поставщик газа и нефти в Европу, поэтому все государства ЕС воздерживаются от критики Баку», — объясняет DW отсутствие международной реакции на приговоры бывшему руководству непризнанной республики аналитик DGAP.
Долгое время одним из ключевых критиков состояния прав человека в Азербайджане оставались Соединенные Штаты. Однако теперь отношения между Баку и Вашингтоном нормализовались, а на первый план вместо вопросов демократии вышли деловые интересы с акцентом на ресурсы и торговые маршруты.
Как отмечает Штефан Майстер, подобный подход администрации Дональда Трампа способствует нормализации авторитарных методов урегулирования конфликтов. «В новой системе международных отношений определяющим становится фактор силы», — заключает он.

