Украинские войска проводят локальные контратаки на отдельных участках фронта в Запорожской области. Удастся ли ВСУ закрепить успех? DW побеседовала с военными экспертами.Силы обороны Украины на отдельных участках фронта проводят локальные контратаки. Официальной информации об их результативности нет. Однако, как пишет агентство AFP, проанализировавшее данные Института изучения войны (ISW), украинским военным только за пять дней — с 11 по 15 февраля 2026 года — удалось освободить 201 квадратный километр территории, что стало наибольшим достижением за 2,5 года. Что происходит, и удастся ли ВСУ закрепить успех?
Успехи ВСУ
Первые сообщения об украинских контратаках появились в начале февраля. Тогда российские «военкоры» утверждали, что украинские военные «пошли в контрнаступление» на границе Днепропетровской и Запорожской областей с целью рассечения российских войск и выхода им в тыл.
В ВСУ сообщения о «контрнаступлении» опровергли. А недавно главнокомандующий ВСУ Александр Сырский заявил, что украинцы проводят «результативные контратаки и штурмовые действия на Александровском направлении и в районе Гуляйполя».
Как пояснил представитель Сил обороны юга Владислав Волошин, эти контратакующие и штурмовые действия не позволяют российским войскам продвинуться в сторону Днепропетровской области. «Ситуация там (Александровское направление. — Ред.) достаточно непростая, но Силы обороны Украины уничтожают врага, пытаются не дать ему продвинуться в сторону Днепропетровской области, в сторону населенного пункта Покровское», — приводит его слова «Укринформ».
Как свидетельствует карта аналитического проекта DeepState и официальная карта Генерального штаба ВСУ, каких-либо кардинальных территориальных прорывов в феврале не произошло. Хотя с 9 по 16 февраля украинские подразделения достигли локальных успехов на нескольких участках фронта. В частности, отбросили россиян вблизи трех населенных пунктов Днепропетровской области – Вишневого, Вербового и Тернового, а также на Степногорском направлении – вблизи сел Лукьяновское и Приморское в Запорожской области.
По оценке украинского военного эксперта Константина Машовца, в некоторых районах российских оккупантов удалось оттеснить на 9-9,5 километра. «В течение прошлой недели ВСУ удалось на Гуляйпольском и Запорожском направлениях если не остановить российское наступление полностью, то, в сущности, свести его к тактическому минимуму, да и то только на отдельных сравнительно узких участках. Причем, в результате этих контратакующих действий на отдельных участках ВСУ удалось отбросить передовые подразделения противника,» — написал он в Facebook.
Проблемы с коммуникацией российских подразделений
Опрошенные DW эксперты отмечают, что успешные украинские контратаки, вероятно, стали возможны благодаря недавнему блокированию доступа российских сил к Starlink. «Это повлияло на коммуникацию российских подразделений. Кроме того, Роскомнадзор нам помог, когда начал тормозить Telegram, ведь управление войсками РФ осуществляется через два мессенджера — «Телеграм» и «Дискорд». Поэтому эти два события привели к дезорганизации между подразделениями, особенно на переднем крае. И мы этим воспользовались», — объясняет DW военно-политический обозреватель группы «Информационное сопротивление» Александр Коваленко. По его словам, у россиян есть военная связь времен СССР, но качество ее хуже.
Сейчас Россия пытается найти выход, среди прочего запуская воздушные шары, отмечает австрийский военный историк, преподаватель военной академии в Винер-Нойштадте Маркус Райснер (Markus Reisner). «Шары служат так называемыми коммуникационными узловыми пунктами, двигающимися на высоте 20 километров в стратосфере и обеспечивающими там своеобразный мобильный Wi-Fi, как это до сих пор делал Starlink», — говорит он в интервью DW.
Такая система, отмечает Райснер, сама по себе эффективна и неоднократно применялась и испытывалась западными вооруженными силами и украинцами. «Она может действенно функционировать только, если удается избежать помех, то есть, если украинцам не удастся создать ей препятствия», — отмечает эксперт. В то же время он предположил, что Китай, возможно, уже помогает России создать дополнительные возможности связи. «Например, через китайские спутники», — говорит Райснер.
Помешать весенне-летней наступательной кампании РФ
Несмотря на проблемы со связью, россияне имеют преимущество над ВСУ в силах и средствах, поэтому украинские военные действуют в «невероятно тяжелых условиях», отмечает украинский обозреватель, полковник ВСУ в запасе Сергей Грабский. «Наши ребята делают невероятное. Они отбрасывают противника и выравнивают линию фронта. Запорожское направление является стратегически важным. Противник осознает — для того, чтобы продолжать войну, как он считает, до полной победы, необходимо перенести боевые действия на правый берег Днепра. И Запорожье на сегодняшний день является единственным местом, где, по замыслу россиян, это можно сделать», — пояснил Грабский в эфире «Радио NV».
На Запорожском направлении, отмечает он, одним из форпостов обороны ВСУ остаются Гуляйполе и Орехов. «Противник там сейчас сосредоточил все возможные усилия. Более того, россияне пытаются отчаянно давить на наши позиции в обход Гуляйполя для того, чтобы создать угрозу одновременно и этому населенному пункту, и Орехову. Также они рвутся по направлению на Покровское. Почему? Потому что там Кураховская трасса, которая ведет также на Запорожье.»
В общем, своими контратаками ВСУ разрушают планы РФ по созданию условий для проведения более удобной наступательной весенне-летней кампании, добавляет Коваленко. «Чтобы у россиян не было возможности использовать удобное положение на местности, расширить зону контроля, чтобы разместить больше ударных группировок, чем они сейчас имеют в Запорожской области. Россияне пытались выйти на правый берег реки Гайчул и продвинуться по направлению к Верхней Терсе, чтобы максимально занять правобережье Гайчула и получить более удобный плацдарм для дальнейшего наступления на Запорожье», — говорит он.
Первоочередные задачи ВСУ
Собеседники DW не берутся прогнозировать дальнейшее развитие событий, а также то, удастся ли ВСУ развить успех. Как констатирует Коваленко, пока россияне не готовы противодействовать даже на тактическом уровне контратакирующим действиям ВСУ. «Насколько мы сможем улучшить наши позиции? Мне кажется, что это как минимум возможность закрепления позиций по реке Гайчул, по трассе Р-85 и даже восточнее трассы Р-85. Для россиян это будет серьезным препятствием, поскольку форсирование рек для них всегда является серьезной проблемой. Река Гайчул как раз и может превратиться в тот барьер, который россиянам будет тяжело форсировать и дальше двигаться вглубь Запорожской области», — считает эксперт.
Поэтому, уверен Коваленко, нужно как минимум создать основную линию обороны вдоль реки Гайчул. «Входит ли в наши планы расширение по левому берегу, пока рано говорить. Без выхода в восточную часть Гуляйполя в этом не будет смысла. Мы будем использовать по максимуму дезорганизацию у врага», — говорит он.
Между тем военный эксперт Константин Машовец надеется на прорыв ВСУ в ныне оккупированное село Темировка или вдоль реки Янчур юго-восточнее Гуляйполя. «Тогда командованию всей группировки войск противника «Восток» действительно придется пересмотреть свои планы на лето», — отметил он.
Могут ли контрудары превратиться в контрнаступление?
Австрийский эксперт Райснер отмечает важность подкрепить прорыв ВСУ снабжением и силами. «Сейчас есть препятствие. Это река Волча. Она находится практически за спиной украинцев. Россияне пытаются, частично посредством использования управляемых авиабомб (КАБ) поразить и уничтожить переправы через реку, то есть мосты и понтоны, чтобы прервать логистику для Украины», — отмечает он. В то же время, по мнению эксперта, если Украине удастся сохранить пути снабжения, то будет возможность поддерживать и подпитывать наступательную силу своих войск и продолжать продвижение. «Это мы увидим в ближайшие дни и недели. Действительно ли это может развиться в успешное контрнаступление, можно будет понять только на расстоянии, для этого нужно время», — констатирует он.
В свою очередь полковник ВСУ в отставке Грабский далек от мнения, что Украина сейчас готова «проводить то, что называется контрнаступлением». «Силы противника преобладают, и наша задача – минимизировать их продвижение», – отмечает он. Грабский добавляет, что Украина находится в стратегической обороне, предусматривающей уничтожение потенциала противника, принуждение его отказаться от наступательных действий и проведение контрударов на тех позициях, где противник чувствует себя неуверенно. «Собственно это мы с вами наблюдаем. И именно в таком контексте следует рассматривать те боевые действия, которые происходят сейчас от Терноватого до Новоселовки», — резюмировал он.















