В преддверии парламентских выборов 2020 года в Грузии прозападные оппозиционные партии более активны в Facebook. Они имеют большую аудиторию и тратят больше ресурсов на политическую рекламу по сравнению с антизападными политическими силами. К такому выводу пришла Лаборатория цифровых исследований «Атлантического совета» (DFRLab), изучив предвыборную активность политических сил в интернете.
В исследовании говорится, что в выборах-2020 участвуют несколько антизападных и пророссийских партий. Их предполагаемые связи с Москвой вызывают беспокойство по поводу вмешательства Кремля во внутриполитические процессы в Грузии. Центр «Досье» Михаила Ходорковский опубликовал утечку документов, в которых утверждается, что Москва финансирует кампанию «Альянса патриотов».
«Досье»: Кремль курирует предвыборную кампанию «Альянса патриотов»
Кроме того, на YouTube-канале Cyber Kmara появилась аудиозапись телефонного разговора между членом Совета Федерации РФ Игорем Морозовым и лидером «Грузинского марша» Сандро Брегадзе. На записи Морозов предлагал заняться продажей российского газа в Грузии и заработать на этом деньги. Эта деловая сделка была воспринята в Тбилиси как часть попытки Кремля профинансировать предвыборную кампанию «Грузинского марша» путем их вовлечения в деловые сделки.
Третьей дружественной России партией является «Свободная Грузия», выступающая против интеграции в НАТО и открыто заявляющая о своих антизападных заявлениях. Наконец, политическая партия «Грузинская идея» обвинила предыдущее правительство страны в развязывании войны с Россией в 2008 году и поддерживает прямой политический диалог с Москвой. Ее члены также организовывали и участвовали в различных насильственных протестах.
В связи с этим DFRLab сравнила результаты деятельности этих четырех партий с результатами других основных политических сил, участвующих в выборах. Исследователи отобрали 10 крупнейших страниц политических партий Грузии в Facebook по количеству их подписчиков. «Альянс патриотов» и «Свободная Грузия» вошли в топ-10. Впоследствии DFRLab также включил в список Facebook-страницы «Грузинского марша» и «Грузинской идеи».
Сравнив количество подписчиков, DFRLab выяснила, что правящая «Грузинская мечта» и партия «Гирчи» имеют почти одинаковую аудиторию – 155 тысяч пользователей. «Свободная Грузия» и «Альянс патриотов» оказались на 8-м и 9-м местах. «Грузинский марш» и «Грузинская идея» по сравнению с другими партиями не имеют большой аудитории в Facebook – примерно 5100 и 4500 пользователей соответственно.
DFRLab также изучила, насколько активными стали грузинские политические партии в предвыборный период. Специалисты сравнили активность публикаций в течение двух периодов времени – с марта по май 2020 года и с июня по август. Анализ CrowdTangle показал, что большинство партий увеличили свою активность публикации в Facebook. Это может быть признаком того, что политические силы воспринимают Facebook как эффективное средство взаимодействия с электоратом. Примечательно, что «Грузинский марш» в течение двух периодов наблюдения увеличил свою активность более чем в восемь раз. Но по-прежнему размещал наименьшее количество постов среди всех политических партий. Основные проевропейские оппозиционные партии, такие как «Единое национальное движение» и «Европейская Грузия», также активизировали публикацию контента, причем последние опубликовали в Facebook наибольшее количество постов в течение обоих периодов.
Более подробный анализ публикаций в Facebook показал, что более 55% сообщений представляли собой видео. Таким образом, политические партии считают видеоконтент более привлекательным для своей аудитории. За видеороликами в Facebook следовали фотографии, что составило более 23% контента с марта по август 2020 года. Более 12% сообщений содержали ссылки, а чуть более 8% – это прямые трансляции в Facebook. Политические партии Грузии редко публикуют обновления статуса, составляя менее 1% от общего числа.
Хотя у некоторых политических партий большая аудитория, степень вовлеченности пользователей на разных страницах значительно различалась. Например, «Гирчи» имеет вторую по величине аудиторию с почти 155 тысячами подписчиков, но странички с меньшей аудиторией привлекли больше внимания. Все 12 страниц вместе собрали более 330 тысяч взаимодействий с марта по конец августа 2020 года. «Грузинский марш», «Грузинская идея», «Свободная Грузия» и «Альянс патриотов» вместе собрали лишь немногим более 5,5% от общего числа взаимодействий.
DFRLab также изучила коэффициент вовлеченности каждой страницы. Он рассчитывается путем деления общего числа взаимодействий (например, реакции, комментарии, репосты) на количество лайков страницы в момент публикации. Две антизападные партии, «Грузинский марш» и «Грузинская идея», продемонстрировали самый высокий уровень взаимодействия – 5,02% и 1,44% соответственно. Это указывает на то, что, хотя у них меньше последователей, чем у других партий, уровень вовлеченности аудитории был выше.
Впрочем, показатели некоторых постов в Facebook могут быть не совсем органическими. Грузинский пользователь Twitter @ShotaKincha опубликовал скриншоты сообщений «Грузинской мечты» в Facebook, где видно, что многие аккаунты с негрузинскими именами и фамилиями реагируют на один из постов гневными смайликами. DFRLab изучила реакцию на этот пост и обнаружила, что на него отреагировали около 20 учетных записей с негрузинскими именами. Это говорит о том, что они могут принадлежать к «лайк-фермам»: они преимущественно реагируют одним типом реакции – гневными смайликами. Это не была целевая аудитория, и большинство из таких пользователей предоставляют о себе очень мало личной информации.
Расходы на политическую рекламу
DFRLab также изучила, сколько денег грузинские партии потратили на политическую рекламу в Facebook с августа 2020 года. Сюда также включены конкретные расходы на страницах Facebook политиков, представляющих вышеуказанные партии. Когда страницы тратят на рекламу не более 100 долларов, Facebook не отображает точную информацию. Следовательно, расчет DFRLab включал только суммы, превышающие этот порог.
С 4 августа по 18 сентября 2020 года 12 изученных партий потратили в общей сложности 141 410 долларов на рекламу в Facebook. Больше всего заплатила за рекламу «Европейская Грузия» – почти 57 тысяч долларов. За тот же период правящая «Грузинская мечта» инвестировала в политическую рекламу почти 40 тысяч долларов. За ней следует партия «Лело для Грузии» – порядка 34,5 тысяч. «Альянс патриотов» за тот же период потратил почти 5 тысяч долларов, а «Свободная Грузия» – только 111.
Еще меньше заплатил за политическую рекламу в Facebook «Грузинский марш» – 100 долларов или меньше, поэтому он не был включен в список. Платформа также не располагает информацией о рекламе «Грузинской идеи». Таким образом, четыре правые партии потратили на рекламу значительно меньше денег, чем остальные. Что касается количества рекламных объявлений, то лидером была «Грузинская мечта» с более чем 1000 таких постов. За ней следуют «Европейская Грузия» и «Лело» – 487 и 385 объявлений соответственно.
Выводы
Анализ DFRLab показал, что одни грузинские политические партии более активны в Facebook, чем другие. В то время как прозападные силы активно публикуют сообщения в соцсети, чтобы в преддверии выборов общаться с электоратом, антизападные партии относительно пассивны, и объем их сообщений намного ниже. Основные прозападные оппозиционные партии имеют гораздо большую аудиторию, чем антизападные. Последние также тратят меньше денег на политическую рекламу в Facebook и меньше взаимодействуют с контентом. Это говорит о том, что прозападные силы эффективнее используют соцсети.