Грузия наблюдает за новым международным скандалом со своим участием. Исчезновение в Тбилиси азербайджанского оппозиционного журналиста Афгана Мухтарлы и его последующее появление в Баку – уже в качестве обвиняемого по уголовному делу, стало ударом по репутации страны и испытанием для ее руководства. Впрочем, как считает журналист Ия Баратели, это само руководство Грузии загнало себя в такую ситуацию. В своем блоге на СОВЕ она пишет о том, почему нас уже не удивить способностью правительства создавать проблемы на пустом месте, и почему есть вопросы посерьезней.
После исчезновения в центре Тбилиси оппозиционного азербайджанского журналиста прошло больше недели, а правоохранительные органы Грузии так и не могут дать внятный ответ на вопрос: как это могло произойти?
В семь часов вечера 29 мая Афган Мухтарлы попрощался с другом в районе площади Свободы, а на следующий день его обнаружили не в доме на тихой улице на Мтацминда, а в азербайджанской тюрьме.
Прокуратура, МВД и Служба госбезопасности Грузии делают противоречивые заявления. Неизменно в официальной позиции одно – правительство отказывается даже теоретически предполагать, что журналист мог быть похищен сотрудниками грузинских спецслужб.
Между тем, именно такой версии придерживаются адвокаты Мухтарлы. Их история расписана буквально по минутам и с достоверными подробностями: форма сотрудников криминальной полиции, резиновые наручники, разговор похитителей на грузинском и даже телефонные звонки «генералу».
Время идет, а в Тбилиси так и не определились – поехал ли Мухтарлы на границу сам или его похитили инопланетяне. Да и вообще, кто он такой этот Мухтарлы, на самом ли деле журналист, интересовались отдельные вице-премьеры нашего правительства в публичных выступлениях, пока правозащитные организации писали гневные петиции.
Неизвестно, сколько бы это продлилось (в последнее время в Грузии не очень-то любят доводить до конца расследования нашумевших дел), если бы не грянул гром в виде заявления Госдепартамента США, в котором инцидент без лишних церемоний назван «похищением».
Теперь грузинский премьер может сколько угодно делать чрезвычайные заявления о том, что ни за что не уступит завоеванные европейские ценности.
Судя по жесткой реакции международных правозащитных организаций, Грузия уже лишилась статуса «оазиса свободы и демократии» в регионе.
Кроме того, ситуацию с похищением все еще надо объяснить, и тут нашему правительству не позавидуешь. Может быть, им стоит обратиться за помощью к сценаристам сериала «Homeland» – у них сейчас как раз есть немного свободного времени.
А я попытаюсь рассмотреть все варианты развития событий, не прибегая к помощи кино.
Вариант первый. Можно ли представить, что Афган Мухтарлы, перебравшийся из-за угрозы репрессий из Баку в Тбилиси вместе с семьей еще в 2015 году, вдруг захотел вернуться на родину с крупной суммой незадекларированной валюты? Сидел человек в кафе в центре Тбилиси, потом позвонил домой, на сьемную квартиру неподалеку, спросил жену, какие конфеты купить маленькой дочке, и вдруг, через несколько часов он оказался уже на границе с Азербайджаном.
Довольно странное желание, особенно если учесть, что буквально за несколько дней до инцидента с Мухтарлы, 25 мая, в Азербайджане на границе с Грузией была задержана и арестована заместитель председателя оппозиционной партии «Народный фронт» Гезяль Байрамлы. В Грузии она находилась на лечении. Сразу после пересечения границы ее задержали и обвинили в контрабанде – видимо, в правоохранительных органах Азербайджана тоже кризис жанра.
Предположить, что Мухтарлы вдруг захотел совершить подвиг с возвращением в Баку, чтобы заведомо оказаться в тюрьме сроком на 15 лет, совершенно справедливо кажется выдумкой. К тому же, все это легко подтвердить – за неделю маршрут можно было отследить по видеокамерам, не пешком же он дошел за несколько часов до азербайджанской границы?
Вариант второй. Чтобы похитить Мухтарлы, азербайджанские спецслужбы послали своих людей или наняли каких-то частных лиц в Тбилиси. Но и в этом случае грузинские власти могли бы вычислить похитителей по записям камер наблюдения, которые есть и на улицах, и на приграничных территориях. Тогда вопрос о проведении расследования был бы решен за считанные часы и правительство Грузии оказалось бы на стороне тех, кто задает вопросы, а не судорожно придумывает ответы. Но пока никаких видеозаписей никто не публикует, а заверениям о «расследовании» скоро перестанут верить даже самые наивные.
Остается третий, самый реалистичный вариант – Афгана Мухтарлы все-таки выкрали грузинские спецслужбы.
И случилось это, как говорят уже грузинские оппозиционеры, не из каких-то соображений стратегического характера. А просто потому, что один азербайджанский бизнесмен попросил грузинского партнера сделать приятный, как ему казалось, сюрприз своему руководству. И все получилось, так как грузинским партнером оказался Уча Мамацашвили – близкий родственник Бидзины Иванишвили.
Конечно же, самый богатый и влиятельный человек в Грузии, который даже политикой занимается неохотно и только в случае крайней необходимости, вряд ли имеет к этому инциденту, как и ко многому другому, личное отношение. Также возможно, что для оказания «дружеской услуги» даже не пришлось привлекать МВД.
Мамацашвили решил вопрос в тесном, практически семейном кругу – с главой Службы госбезопасности Вахтангом Гомелаури, который до начала своей головокружительной карьеры занимал скромную должность начальника личной охраны Иванишвили.
Образование 42-летнего руководителя СГБ, как известно, ограничивается Академией физкультуры и спорта, а политический опыт – работой в охране Иванишвили как раз в период его прихода к власти. С 2015 года Гомелаури уже успел побывать и министром внутренних дел, так что вряд ли у него было время интересоваться тонкостями международного права.
Поэтому, скорее всего, для него стали сюрпризом дипломатические заявления из Вашингтона и Брюсселя, в которых есть такие выражения, как «встревожены», «возмущены» и «требуем расследования в кратчайшие сроки».
Что будет говорить в ответ глава СГБ? Пока на простой вопрос «как человек без паспорта пересек границу?», он предпочитает отвечать туманно: знаете, а там была «зеленая граница», где паспорт не нужен.
«Не нужен» – это мягко сказано. «Зеленая граница» – не какая-то специальная зона для граждан без паспортов. Это местность, по которой граница проходит, но практически использовать ее запрещено – например, это может быть река, лес или склоны гор. Так как контрольно-пропускные пункты в таких местах не установлены, полиция эти зоны просматривает и патрулирует, чтобы пресечь передвижение контрабандистов. Или же, как в случае с Мухтарлы, переправку журналиста с мешком на голове.
Согласно версии Гомелаури получается, что машину с Мухтарлы просто не заметили. А вот глава МВД Георгий Мгебришвили, ведомству которого вверена охрана границ, убежден, что там даже мышь не проскочит незамеченной. И тут наступает тупик, в котором правительство сидит уже больше недели и не может решить, как из него выбираться.
Обиднее всего то, что бизнесмены и бывшие начальники охраны вряд ли до конца понимают, что в такую дурно пахнущую историю Грузия не вляпывалась даже в темные 90-е. Тогда, даже если речь шла о подозреваемых в терроризме, четко соблюдались международные процедуры по передаче.
Наслушавшись заявлений наших силовых структур, я все-таки решила поинтересоваться мнением профессионалов: мало ли, какая в спецслужбах практика, может быть, такие дела действительно должны решаться под покровом мрака.
Так вот. По мнению людей, которые посвятили много лет работе в специальных органах, случай с похищением азербайджанского журналистом говорит о крайней степени непрофессионализма нынешнего руководства СГБ.
Вариант, когда спецслужбы соседней страны похищают кого-то на твоей территории, исключается сразу. Если бы такую операцию действительно провернули азербайджанцы, был бы грандиозный скандал, который мог закончиться как минимум закрытием границы с этой страной.
Более того, ситуация, когда Азербайджан просит Грузию кого-то задержать на ее территории в обход международных норм, тоже исключена. И это очень важный момент. Правительство Азербайджана не могло настоятельно просить грузинских коллег выдать Мухтарлы или кого-то еще. Не следует забывать, что в Тбилиси уже несколько лет живут еще как минимум десять оппозиционных активистов из Азербайджана.
Разговоры о том, что похитить журналиста потребовало правительство страны – стратегического партнера Грузии, которая может «перекрыть нам газ» – удел разве что отчаянных домохозяек, хотя несколько раз такую версию я слышала от вполне серьезных журналистов. Грузия и Азербайджан, помимо всего прочего, нуждаются друг в друге в стратегически равной степени.
Но даже если не разбираться в тонкостях партнерства, нужно учесть простой факт – Азербайджан НИКОГДА не обращался к правительству Грузии с подобными просьбами. Даже в те времена, когда дружба между президентами Ильхамом Алиевым и Михаилом Саакашвили была не только стратегической, но и личной.
Кстати, это не означает, что к грузинским спецслужбам вообще никто не обращался с просьбами выдать подозрительных людей в обход необходимых процедур. Еще при правительстве Саакашвили была история, когда в Тбилиси со специальной миссией прибыл представитель «Моссада» и просил коллег передать Израилю гражданина Ирана. В Тбилиси просьбу выслушали, но делать ничего не стали – не было правовых оснований. Также был прозрачный намек из США найти повод выдворить из страны американского гражданина, на которого на родине как-то не очень получалось завести дело. Помочь американцам (стратегическим партнерам) хотели, но не смогли по той же причине – не было правовых оснований.
Я честно пыталась прикинуться рядовой поклонницей шпионских сериалов и спрашивала, почему спецслужбам нельзя переступать такие правила – ну а вдруг очень нужно? В ответ профессионалы делали круглые глаза, а потом объясняли как ребенку:
Если хоть раз позволить кому-то похищать людей в твоей стране, с такими просьбами будут обращаться все подряд.
Да и просто это означает, что мы уже не страна, а проходной двор. Такая вот у спецслужб профессиональная этика.
Проблема состоит еще и в том, что сегодняшнее руководство спецслужб Грузии не очень-то и рвется общаться с коллегами. Все знают, что после выхода Грузии из СССР национальную спецслужбу пришлось создавать с нуля. Работы на фронте государственной безопасности было много, а связей с Европой – никаких. В 1994 году, для сотрудничества и обмена информацией в области разведки, в том числе со странами постсоветского пространства, была создана организация МЕС – Middle European Conference. В 2005 году Грузия, благодаря помощи стран Балтии, добилась возможности стать членом этой организации и регулярно участвовала на встречах, налаживая связи с европейскими и американскими коллегами. После 2012 года все контакты на этом уровне были прекращены. Теперь о деятельности грузинских спецслужб их зарубежные коллеги, видимо, узнают из прессы. Или из заявлений правозащитных организаций.
Но самым большим заблуждением, по моему мнению, было бы считать, что наши спецслужбы прохладно относятся только к судьбе оппозиционных журналистов соседних стран
Судя по тому, что происходит у линий оккупации, присутствие Службы госбезопасности там давно уже сведено к минимуму, а количество постов между грузинскими населенными пунктами значительно сократилось.
Об этом свидетельствует и дерзкое убийство Гиги Отхозория прямо на КПП в селе Хурча Зугдидского района, на административной границе с Абхазией. В мае 2016 года абхазский пограничник, нисколько не думая о последствиях, выбежал на территорию, которая должна была контролироваться грузинскими силовиками, и на глазах у всех в упор расстрелял жителя Зугдиди, после чего спокойно вернулся обратно. Прошел год и сухумские власти уже сняли со своего военного все обвинения. Выводов никто не сделал, завтра абхазские пограничники могут все это повторить и их, к сожалению, вряд ли кто-то остановит.
Инцидент с азербайджанским журналистом показал нам, жителям Грузии, что представление правоохранительных органов о своих полномочиях уже перешло с четкой государственной в зыбкую «зеленую границу».
Чего ждать дальше? МВД будет крышевать похищения бизнесменов, как в 90-е? В криминальных сводках появятся сообщения о том, что на неконтролируемые территории перевозят украденные автомобили? И что мешает властям завтра начать расправляться с грузинскими журналистами, раз они уже помогают в этом соседям?
Считайте, что первый тревожный мессидж о том, что Грузия перестала быть государством, которое несет ответственность за безопасность всех, кто находится на ее территории, мы уже отправили. На заднем сиденье автомобиля и с мешком на голове.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора блога.