После того, как 22 марта Георгий Гахария заявил о намерении остаться в грузинской политике, власти и оппозиция делают противоречивые заявления относительно будущих планов экс-премьера. Одни считают, что Гахария создаст новую оппозиционную силу, другие – что он будет играть в интересах олигарха Бидзины Иванишвили.
Уход бывшего главы правительства из правящей команды может отразиться и на комплектации фракций в парламенте. Это якобы усугубит политический кризис в стране и вынудит власти назначить досрочные выборы. Впрочем, спикер Арчил Талаквадзе исключил возможность того, что депутаты, считающиеся членами команды Гахария, покинут парламентское большинство.
«Хочу со всей ответственностью заявить, что «Грузинская мечта» имеет в парламенте 10-го созыва твердое большинство. Поэтому подобные сообщения СМИ беспочвенны», — сказал Талаквадзе.
Что касается планов Георгия Гахария остаться в политике, спикер парламента призвал подождать появления деталей: «Посмотрим, какой именно у него план, какую партию он создаст, какую платформу он сформирует, с кем намерен сотрудничать».
Экс-депутат, а ныне министр культуры Тея Цулукиани, в свою очередь, выразила уверенность, что возвращение Гахария в политику не вредит правящей партии.
«Надеюсь, он знает, что делает. Он высокопрофессиональный человек, и если он выйдет на политическую сцену, то станет нашей реальной оппозицией. В отличие от других оппозиционных сил, у него также будут определенные бенефиции – он очень хорошо знает команду».
В частности, Цулукиани напомнила, что в его бытность премьер-министром она занимала должность вице-премьера и возглавляла Минюст, так что «он хорошо знает, где мои сильные и слабые стороны, но и я знаю, в чем его сильные и слабые стороны».
Если Георгий Гахария решит создать новую политическую партию, то перед ним встанет выбор: быть ли реальной оппозиционной слой либо стать союзником правящей «Грузинской мечты». Так считает лидер движения «Прогресс и свобода» Каха Окриашвили.
«Я надеюсь, что Георгий Гахария не будет ничьим проектом и станет независимым игроком. Проектов у нас и без того очень много. Одни уже сидят в парламенте, другие готовятся туда войти. И все это – проекты Бидзины Иванишвили».
Оппозиционер также отметил, что сегодня в Грузии уже есть «и третья сила, и четвертая, и пятая». Многие политические партии преодолели 3-процентный барьер, который позволяет пройти в парламент: «Сегодня они могут быть слабыми силами, потому что взяли всего 3%, но завтра могут стать сильнее».
Между тем, один из лидеров движения «Лело для Грузии» Бадри Джапаридзе заявил, что Георгий Гахария никогда не был и никогда не будет независимым политическим актором. По его словам, появление экс-премьера на политическую сцене призван остановить распад электоральной базы «Грузинской мечты».
Оппоненты власти: Гахария не является независимой политической единицей
Напомним, 18 февраля Георгий Гахария созвал экстренный брифинг в ходе которого сообщил о том, что покидает премьерский пост. Свою отставку он связал с планами «Грузинской мечты» по задержанию оппозиционного лидера Ники Мелия. Гахария, таким образом, подтвердил наличие разногласий между ним и другими членами команды.
Впервые за девять лет был создан прецедент несогласованного с политсоветом партии и, в частности, ее основателем Бидзиной Иванишвили ухода с должности премьер-министра. Решение Гахария общественность встретила благосклонно, даже в оппозиции его назвали «искупительным».
Премьерское древо «Грузинской мечты»: хронология преемственности