Абхазский TikTok привлек внимание после скандала, который разразился вокруг публикации 19-летней девочки. За хештег #абхазияэтогрузия ее вызвали на допрос в местные правоохранительные органы. Хатиа Хасаиа изучила абхазский сегмент соцсети и выяснила, что его содержание радикально отличается от международных аналогов.
В Абхазии молодежная платформа TikTok в том виде, в каком она была задумана разработчиками, практически отсутствует. Может сложиться впечатление, что в Сухуми ее используют как публичный видеоархив, но точно не как площадку для челленджей и развлекательного контента.
Профессиональных и качественных видео, как, собственно, и самих тиктокеров в абхазском сегменте практически не найти. В нередких случаях аппликация TikTok используется для политического активизма, формирования идеологического сознания и пропагандистских кампаний.
Можно встретить большое количество не персонифицированных профилей, больше походящих на паблики в соцсетях. Они распространяют видеоролики, содержащие интервью первого де-факто президента Владислава Ардзинба, символики Абхазии и прочее. Все этой чередуется с контентом антигрузинского содержания.
«Абхазия – не Грузия» – один из самых популярных слоганов на просторах абхазского TikTok. У контента с подобным хештегом 7,4 млн просмотров. Он набирает наибольшее количество комментариев и вызывает наибольший интерес. О том, что этот слоган активно используется абхазскими тиктокерами, месяц назад писал Telegram-канал «Абхазия-центр», когда 19-летнюю Алену Тания заставили извиниться за видео, где она говорит, что Абхазия — это Грузия.
Впрочем, вбивая в поисковик «Абхазия», становится ясно, что часто используемые абхазами хештеги идут в связке с Грузией.
Абхазско-грузинской тематики много и в персонифицированных профилях, хотя их можно пересчитать по пальцам. Популярны различные вырезки из мультфильмов, на которые проецируется ситуация с Абхазией. Посыл всюду один: как Россия и Грузия делят Абхазию.
@apsny_chkun Ответить пользователю @tikvachiktok #абхазия #грузия #россия #армения #прикол #юмор #топ #врек #мем #абхазиянегрузия
@apsny_chkun Шутка 😂#абхазия #грузия #россия #осетия #прикол #топ #врек #юмор #кавказ
И это, на первый взгляд, вызывает абсолютно позитивную реакцию подавляющего большинства грузин в комментариях.
Впрочем, как поясняет автор роликов, выглядит это так доброжелательно со стороны грузин, потому что «все негативные комментарии просто отправляются в черный список».
Примечательно, что и на видео, не имеющих к политике никакого отношения (вплоть до селфи-видео молодых абхазок), можно увидеть хештеги #АбхазиянеГрузия.
@saya_abh_ #абхазиястранадуши #abkhazia #апсны #сухум #абхазиянегрузия #fyp #fyp #врек #абхазия #рек #врек
В целом, судя по пользователям из Абхазии, зарегистрировавшимся в TikTok и публикующим хоть какие-то видео, в той или иной степени можно понять, какой образ жизни ведет абхазская молодежь и какую, к примеру, музыку предпочитает слушать. У одного из наиболее активных TikTok-пользователей большая часть видео — селфи-видео из машины с перебиранием четок под т. н. блатняк.
@astik_sukhum #дуэт с @olivka__996 Подразнить не много) #рекомендации #дуэт #переписка #переписка #stitch #рекомендации
Судя по видео других тиктокеров, основной досуг молодых абхазов – это ночные посиделки в машинах и на улицах Сухуми.
@mdzhvsr #рек #рекомендации #хипиш #абу #япростоверювчудеса когда думал, что вывезешь в соло🤟
Но, безусловно, есть редкие исключения, где ощущается западные стиль и влияние. И это, как правило, как раз касается непосредственно тикток-поколения или поколения Z. Но это лишь случайные и единичные случаи, и этих пользователей вряд ли можно назвать активными тиктокерами.
@adamnine
Одного из самых популярных абхазских тиктокеров — с 14-ю тысячами подписчиков — зовут Даур. Он – своего рода тикток-миссионер. Его ниша — просвещение людей. Даур читает выдержки из Библии, учит правильно молиться и общаться с Богом, и делится своими мыслями по тем или иным вопросам.
@tarielovich78
Основная тематика – религиозная, но не мало и политики. Он рассуждает о российско-украинских отношениях, благосклонно относится к Советскому Союзу. Периодически «пытается донести правду» до грузин в спокойном тоне. Часто отвечая на вопросы о грузино-абхазских отношениях, Даур, в отличие от своих тикток-коллег, делает это без лишней агрессии. Всех своих критиков он называет «братьями и сестрами».
«Две христианские нации под одним Богом ходим и позволяем себе друг друга так оскорблять».
@tarielovich78 Ответить пользователю @giagia67 #кавказ #росссия #абхазия #грузия#tarielovich78
«Я хочу поговорить об абхазах и грузинах. Часто попадаются видео, где абхазы и грузины и начинают друг друга оскорблять, ересь несут, война эта… Абхазия наша — говорят грузины, абхазы отвечают — нет. Я сам абхаз и смотрю на это… и знаете, война же никому не нужна, особенно мирным жителям. Все это делают власти, им это выгодно, у них от этого приход денег, они хорошо и красиво живут, когда вы кровь свою проливаете друг на друга. До этого что было — страны влиятельнее столкнули лбами, ну и вы решили повоевать. Но сколько я смотрю видео, где вы спорите, ни один военный не стоит — ни грузин, ни абхаз — они этого не говорят. Говорят те, кто сидят на диване. Кухонные бойцы вы, что те, что те. Я никого не защищаю. Хотя я сам абхаз. Я просто смотрю правде в глаза».
Россию Даур оккупантом не считает, поскольку Россия «Абхазии помогает, а оккупанты так не поступают».
«Ты говоришь, что Россия оккупировала Абхазию. Это не так. Да, есть договор на 40 лет, но у Абхазии есть свой флаг, свои правила, свои законы. Русские не навязывают своих правил и законов, и тем более они не кричат что Абхазия — это Россия. Да, военные базы здесь стоят, но ни один абхаз не пострадал от российского военного. Они помогают, а оккупанты так не поступают», – отвечает тиктокер в одном из своих роликов грузинскому комментатору.
@tarielovich78 Ответить пользователю @taleiran.perigor #абхазия #кавказец #Бог
Тенденции, которые прослеживаются в самой молодой по возрасту пользователей соцсети мира, показывают, что молодежь Абхазии, как и старшее поколение, находится в плену прошлого, сложных социально-экономических условий жизни и риторики. Все это мешает им следовать тому образу жизни, который выбирает молодежь во всем мире.