Ровно месяц назад в Тбилиси пропал азербайджанский журналист Афган Мухтралы. На следующий день он оказался в бакинском следственном изоляторе. Сам журналит утверждает, что был похищен представителями грузинских спецслужб и затем передан азербайджанским пограничникам. В Тбилиси причастность силовых структур к этому инциденту категорически отрицают. Но спустя месяц не обнародовано ни одного доказательства, опровергающего заявления Мухтарлы. Гюльнар Салимова собрала факты и комментарии вокруг скандального дела.
Бакинский суд отказал азербайджанскому журналисту Афгану Мухтарлы в переводе из предварительного заключения под домашний арест. По заявлению представителя стороны обвинения, выйдя на свободу, оппозиционный журналист может бежать из страны.
Похищение
Азербайджанский журналист-расследователь Афган Мухтарлы по официальной версии был задержан 30 мая азербайджанскими пограничниками. Он обвиняется в незаконном пересечении границы, контрабанде и сопротивлении представителю власти.
Однако супруга журналиста Лейла Мустафаева утверждает, что 29 мая после встречи с друзьями Мухтарлы позвонил и сообщил, что он уже на пути домой. В своих показаниях обвиняемый также указывает, что после звонка домой он зашел в магазин, чтобы купить хлеб и подсолнечное масло. Затем сел в маршрутное такси, которое проезжает недалеко от его дома. Но до дома Афган так и не дошел.
Несмотря на то, что он проживает на одной из оживленных улиц столицы Грузии, возле здания бывшего парламента, его похитили прямо на улице, затолкали в машину, после чего надели на голову мешок и вывезли из города. Когда ему стало трудно дышать, мешок поменяли на футболку.
По словам адвокатов Мухтарлы, похитители три раза меняли автомобили, после чего он был доставлен на границу с Азербайджаном и передан азербайджанским пограничникам.
Одним из наиболее интересных моментов является то, что Мухтарлы, по его словам, был передан азербайджанским пограничникам в нейтральной зоне, после того как его провели через контрольно-пропускной пункт со стороны Грузии.
«Во время передачи он услышал, как кто-то сказал: «я должен увидеть его лицо». Затем последовал вопрос: «это наш?» (азербайджанец, — прим. автора). В ответ было сказано: «да». Далее первый голос повторил: «я должен увидеть его лицо». После чего его отвели в комнату, и там сняли футболку с его головы. Уже по фотографиям и надписям на стене Афган понял, что находится в здании государственной пограничной службы Азербайджана», — рассказал один из адвокатов Нимат Керимли.
Грузинский фактор
Прошел ровно месяц со дня похищения, но до сих пор следственные органы не предоставили записи с камер видеонаблюдения ни с улицы, где по словам журналиста, он был похищен, ни с границы, где его передали азербайджанским властям.
Напротив, власти Грузии повели себя несколько странно, предложив гражданство супруге Мухтарлы, которой в прошлом году отказали в выдаче вида на жительство на территории Грузии, ссылаясь на то, что та занимается опасной деятельностью — журналистикой, что предоставляет угрозу национальной безопасности Грузии:
«Я отказалась от этого, я не могу принять гражданство страны, в которой похитили моего мужа», — призналась Лейла Мустафаева.
Вместо гражданства адвокат Мустафаевой пытается добиться того, чтобы супруге Мухтарлы был присвоен статус жертвы. Этот вопрос, однако, тоже пока не решен.
Первым, кто заговорил о сотрудничестве секретных служб Тбилиси и Баку, был депутат парламента Азербайджана Эльман Насиров. Он назвал Мухтарлы предателем и заявил, что операция была успешно проведена совместно спецслужбами Грузии и Азербайджана. После этого заявления, 10 июня Служба государственной безопасности Грузии официально заявила о своей непричастности к похищению Афгана Мухтарлы.
В тот же день замминистра внутренних дел Бесик Амиранашвили был уволен со своего поста. А глава МВД Георгий Мгебришвили заявил, что сам будет контролировать работу криминальной полиции страны.
Расследование
Тем временем, Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) провел собственное расследование, по результатам которого стало известно, что кадры с камер наружного наблюдения, которые должны были запечатлеть передвижения журналиста Мухтарлы в день его похищения, были повреждены.
14 июня OCCRP опубликовал расследование, в котором утверждалось, что двое представителей Центра вместе с корреспондентом телеканала «Рустави-2» просмотрели двухчасовую запись камер наблюдения одной частной компании. На кадрах виден тротуар одной из центральных улиц — Бараташвили.
«Вначале погода пасмурная, но в тот момент, когда должен был появится Мухтарлы, происходит резкая смена кадра, погода становится солнечной. Бросаются в глаза явные несовпадения – пешеходы и припаркованные автомобили (до и после смены кадра). Часы на видео отстают на несколько секунд. Через пару минут на видео снова пасмурная погода», — пишет OCCRP.
В Центре по исследованию коррупции и организованной преступности утверждают, что сотрудники службы государственной безопасности до и после их визита побывали в офисе компании, которая предоставила кадры.
Реакция Европы
15 июня Европейский парламент принял резолюцию, в которой «решительно осудил похищение Афгана Мухтарлы в Тбилиси и его последующее задержание в Баку». Это серьезное нарушение прав человека и закона, заявили в Страсбурге.
Чем большую огласку получает эта тема в европейских организациях, занимающихся защитой прав человека, тем больше официальный Баку обвиняет Европу в предвзятом отношении к Азербайджану и антиазербайджанской кампании. А объективные журналисты, тем более журналисты-расследователи, мягко говоря, критикуются властями и автоматически попадают в «черный список», как «антинациональные элементы».
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора