11 июля в Эргнети состоялась 79-ая встреча в рамках Механизмa Предотвращения и Реагирования на Инциденты (МПРИ).
Как указано в пресс-релизе МНЕС, проведению совместных работ способствовали глава Миссии наблюдателей ЕС в Грузии посол Кястутис Янкаускас и специальный представитель действующего председателя ОБСЕ на Южном Кавказе Посол Гюнтер Бехлер.
Открыл заседание посол Бехлер, а посол Янкаускас представил краткий общий обзор событий, произошедших со времени последней встречи. Он включал общую ситуацию безопасности, активацию горячей линии и случаи задержания.
Было отмечено, что за этот период удвоились случаи активации горячей линии, кроме того по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось количество задержаний.
Участники встречи вновь обсудили продолжающееся тюремное заключение Георгия Гиунашвили и была предоставлена дополнительная информация по этому делу.
Был поднят вопрос о двух случаях нарушения воздушного пространства с участием беспилотных летательных аппаратов. Участники согласились продолжить изучение этих случаев. Для уточнения информации о возможных нарушениях воздушного пространства было рекомендовано использовать горячую линию.
Как сообщает МНЕС, обсуждался также инцидент с пересеченим административной границы. Сокоординаторы призвали стороны избегать действий, которые могут быть восприняты как провокационные. Участники согласились с необходимостью обсуждения инициативы сокоординаторов, что могло бы способствовало безопасному возделыванию сельскохозяйственных угодий в согласованных участках вдоль административной границы.
На встрече, как и анонсировалось грузинской стороной, был поднят вопрос бордеризации, включающей установку т.н. информационных знаков. В связи с чем, посол Янкаускас отметил необходимость предварительно извещать о таких установках и использовать горячую линию для обмена взаимной информации.
Сокоординаторы также подтвердили свое желание повысить прозрачность и расширить спектр наблюдения с помощью военных обеспечивающих безопасность в непосредственной близости от административной границы. Действия по усилению наблюдения, также должны быть предварительно объявлены через горячую линию.
На встрече грузинские представили также предоставили сторонам информацию о предстоящих учениях Noble Partner 2017.
Бордеризация и противопожарные рвы
Как сообщают СМИ, на встрече также обсуждался вопрос установки проволочных ограждений и распаханных полос земли шириной в 200 метров.
Участвовавший во встрече со стороны цхинвальских властей т.н. полпред де-факто президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Мурат Джиоев заявил, что это меры по предотвращению перекидывания огня. Он отметил, что осетинская сторона продолжит выкапывать противопожарные рвы, но не перейдет на территорию, контролируемую грузинскими властями.
При этом Джиоев заявил, что в трех селах Карельского района переноса т.н. границы не происходило.
«Нет никакой 200-метровой зоны. Я говорил о киприотском варианте, однако в нашем случае так не получится. Призываю грузинскую сторону, чтобы местные фермеры обрабатывали землю исключительно на территории Грузии и не переходили границу», — сказал Джиоев.
Что касается задержания людей у оккупационных линий, то по его словам с момента последней встречи в формате МПРИ задержано 28 человек, из которых 15 граждан Грузии.
«Поэтому мы предлагаем грузинским коллегам обсудить вопросы по делимитации и демаркации границы и здесь же на уровне МПРИ определять наиболее уязвимые места, чтобы местные жители знали о линии границы», — заявил Джиоев.
По его словам стороны обсудили и порчу т.н. пограничных знаков.
«Мы продемонстрировали участникам встречи фотоматериалы испорченных знаков и обратились к грузинской, чтобы такие неприятные инциденты не нашли продолжения. Это случилось в те дни, когда грузинские студенты митинговали вдоль границы. Никто не заинтересован в том, чтобы напряжённость на границе росла», — отметил он.
Как известно, Джиоев также попросил специального представителя ОБСЕ, посла Швейцарии Гюнтера Бехлерса обсудить вопрос о запрете на приближение местного грузинского населения к так называемой «границе» ближе чем на 200 метров.
По словам Джиоева, фиксирование линии разделения снимет «ненужные проблемы».
«Не проводите здесь сельскохозяйственных работ. Я понимаю, что в нашем случае и 200, и 100 метров имеют решающее значение для местных жителей. Это сложно, но почему мы не должны попытаться объяснить местным жителям, чтобы они не приближались и не пересекали линию? А для того, чтобы не пересекали, надо зафиксировать эти линии. С этой точки зрения большая ответственность возлагается именно на группу по превенции и реагированию, в Женеве мы этого добиться не смогли», — сказал Джиоев.
Ловушка для властей Грузии
Заявление южноосетинской стороны, о необходимости проведения демаркационных работ, с целью урегулирования проблемы, прокомментировал заместитель директора информационно-аналитического департамента Службы госбезопасности Кахабер Кемоклидзе.
Он считает, что такой подход «ловушкой для центральных властей Грузии».
«Это попытка крайне политизировать процесс и в определенной степени ловушка для центральных властей Грузии. Мы ни в коем случае не должны попасть в эту ловушку. Наша позиция на сегодняшней встрече очень четкая — мы должны работать с нашими оппонентами и представителями международных организаций, чтобы вопросы были рассмотрены именно с точки зрения прагматичности и практичности», — заявил Кемоклидзе.