Научно-технический прогресс привел не только к появлению новых профессий, но и к исчезновению старых. SOVA поговорила на эту тему с Тамар Тавадзе, историком и исследователем истории Тбилиси.
Фонарщик, человек-будильник
Профессия фонарщика была известна начиная со средних веков. Сначала улицы города по вечерам освещали факелами, при этом следили, чтобы не случился пожар. Позже появились газовые фонари, на смену которым пришли уже электрические. С появлением электроэнергии необходимость в специальной профессии фонарщика отпала.
«В Тбилиси была такая городская традиция – если человек останавливался рядом с горящим фонарем на освещенном месте и долго не уходил – это означало, что у него была какая-то беда, и ему нужна помощь. Тогда тбилисцы подходили и спрашивали, чем могут ему помочь».
Также были специальные люди, которые по утрам стучали в окна тех, кому нужно рано вставать. Чаще всего именно фонарщики совмещали свое дело с пробуждением горожан. Когда на рассвете они гасили фонари, то заодно будили людей.
В Старом Тбилиси есть даже бронзоый памятник фонарщику.
Водовозы (водоносы, тулухчи)
Водовозы или водоносы (тулухчи) – люди, которые носили или возили по городу воду для продажи. Эта работа требовала большой физической силы и выносливости. Евгений Марков в «Очерках Кавказа» сообщал, что в Тбилиси воду носят персы, отмечая, что источник воды в городе отделен обрывом.
Тбилисские водовозы для работы часто использовали ослов, а воду переносили в специальной емкости – бурдюке.
«В 80-е годы XIX века в Тбилиси было построено водохранилище, откуда брали чистую питьевую воду и распределяли по водопроводу. Это привело к исчезновению воносов и водовозов. В начале XX оставались единичные представители этой профессии, которые доставляли воду в самые высокие части города, где водоснабжения еще не было».
Карачохели и кинто
Карачохели и кинто – два ярких типажа старого Тбилиси. Первые были мастерами-ремесленниками, их отличительными особенностями считались порядочность, скромность и некая беспечность.
«Карачохели продавали продукцию собственного производства и отвечали за качество своего товара. В то время как китно не всегда вызывали доверия у горожан – они ходили по улицам, продавая что-либо».
Китно, уличные мелкие торговцы, напротив, имели репутацию плутов и мошенников. Они были веселы и энергичны. Тифлисские кинто одевались в архалук или ситцевую рубаху в белый горошек, с высоким воротом и просторные ситцевые шаровары, заправлявшиеся в сапоги гармошкой. На голове был картуз. Особым шиком для кинто считалось иметь массивную золотую цепь от часов, которая должна была спускаться из кармана архалука.
Фаэтонщик (извозчик)
Еще одна тифлисская профессия, которая исчезла в связи с прогрессом, – фаэтонщик. С 60-х годов XIX века в столице Грузии стали популярны фаэтоны, проще говоря, коляски, в которые впрягались лошади. В 1887 году в Тбилиси насчитывалось 520 фаэтонщиков и владельцев таких экипажей.
В 1905 году газета «Кавказ» писала, что для проезда на вокзал и во дворец наместника царя кучера и фаэтонщики должны иметь особый билет, надеваемый на шляпу.
По воспоминаниям старожилов, все фаэтонщики проживали на Песках (в районе современных парка Рике и Площади Европы). У них в наборе имелись сменные экипажи для лета и сани для зимы. На извозчичьей бирже всего было многолюдно, фаэтонщики – предшественники современных таксистов – судачили здесь, обмениваясь информацией и городскими сплетнями.
Уцелевшие мацонщики
Некоторые профессии старого Тбилиси все еще сохранились. Например, банщики, чистильщики обуви и молочники, известные как мацонщики (мацони – кисломолочный продукт). Во дворах города все еще можно услышать знакомый крик мацонщиков, привлекающий внимание к своей продукции.
«Тбилисцы чаще доверяют такому натуральному хозяйсву от мацонщиков, чем тому, что продается в магазине – сделанному фабричным способом».
Сегодня мацонщики доставляют свою продукцию из ближайших сел в Тбилиси на автомобилях, но в прошлом использовали ослов. Белла Ахмадулина в своем стихотворении «Тифлис» писала:
Как мацонщик, чей ослик любим как никто,
Возвещаю восход и мацони.
Коль кинто не придет, я приду, как кинто,
Веселить вас, гуляки и сони.