Угроза суверенитета или выгода
«Хотел бы с удовлетворением отметить, что согласованы все 28 программ», – начал свою речь Владимир Путин на пресс-конференции после окончания переговоров.
«Интеграция Беларуси и России носит исключительно взаимовыгодный характер, все программы нацелены на рост благосостояния народов двух стран», – в свою очередь отметил Александр Лукашенко.
Раньше одним из главных критиков интеграции выступал сам Лукашенко. Он и обвинял Кремль в покушении на суверенитет Беларуси, и старался балансировать между Россией и Западом. Еще в конце 2019 года Александр Григорьевич заявлял, что считает условия России шантажом.
«Нам каждый год подсовывают новые условия. И в результате мы постоянно в экономике что-то теряем. Извините, на хрена нужен кому такой союз?», – задался он вопросом почти два года назад.
Но после прошлогоднего кризиса в Беларуси, когда Лукашенко едва не лишился власти, «последний диктатор Европы», что называется, решил переобуться в воздухе. В ходе последней встречи в Кремле он отметил: «Что касается разговоров о том, что «кто-то кого-то поглотит», то мы этой болезнью не болели. Если кто-то этим болел, можем подлечить».
«Если понадобится, мы с ним [Путиным] это сделаем элементарно! – сказал Лукашенко. – И, если будет нужна еще более тесная военно-политическая [интеграция], мы это сделаем мгновенно, как только почувствуем запросы наших людей в России и Беларуси», – добавил он.
Как символ новой реальности многие эксперты вспоминают первую встречу двух президентов в сентябре 2020 года, состоявшуюся сразу после протестного взрыва в Беларуси, что по их мнению, и стало переломной точкой в вопросе интеграции и сближения Минска с Москвой.
«Эти события нам показали, что нам надо теснее держаться с нашим старшим братом», — говорил тогда Лукашенко. А слова российского лидера он записывал в блокнот.
Беларусь: маска идеальной стабильности и винтики режима. Истории трех белорусов
Старший брат в ответ выделил Минску кредит в 1,5 млрд долларов – но Лукашенко не смог добиться компромиссов по налоговому маневру, который не выгоден для белорусской стороны. Не изменились и цены на газ, несмотря на пожелания Минска. С тех пор президенты встречались еще четырежды – каждый раз на территории России, и это само по себе показывало уровень их отношений.
После введения жестких санкций со стороны Европы и США Москва стала для Лукашенко последней надеждой. По мнению экспертов, частые встречи с Путиным – результат международной изоляции Александра Георгиевича. Экономический пресс Запада вынуждает Беларусь переориентировать свой экспорт полностью на Россию.
Многие в белорусском обществе всерьез обеспокоены переговорами об углубленной интеграции – они боятся потери страной независимости и суверенитета. Еще в декабре 2019 года на улицах Минска прошло несколько крупных митингов против интеграции с Россией.
«Любые «дорожные карты», которые формулируют какие-либо обязательства, – это вред для независимости Беларуси. Россия сможет использовать их как удавку для белорусского суверенитета», – считает директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров.
Критики Лукашенко в поисках безопасности: защитят ли их в Грузии
Как начиналась интеграция
Детали так называемой углубленной интеграции, которую Минск и Москва обсуждают уже три года, практически нет. «Дорожные карты» или, как теперь их называют, союзные программы еще ни разу официально не были обнародованы. Что в них содержится было и остается загадкой.
Эти «карты» стали результатом переговоров созданной в 2018 году рабочей группы, которую возглавили тогдашний министр экономического развития России Максим Орешкин и министр экономики Беларуси Дмитрий Крутой. «Достичь прогресса» удалось по вопросам интеграции в сфере сельского хозяйства, связи, таможни и нефтяного рынка, рассказывал Орешкин.
Такие же общие формулировки были и в договоре 1999 года, с которого и началась история Союзного государства. В том документе экономическая интеграция интерпретировалась как создание единого экономического пространства, в котором действует общее законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое.
4 ноября Путин и Лукашенко проведут очередное заседание Высшего госсовета Союзного государства. На нем планируется окончательно утвердить пакет из 28 «дорожных карт». До того программы доработают и одобрят правительства России и Беларуси. В Кремле, при этом, отмечают, что согласование программ – не финальная точка российско-белорусской интеграции. Процесс будет продолжен и в дальнейшем.
Что обсуждалось сейчас
По итогам переговоров, прошедших в Москве 9 сентября, президенты России и Беларуси договорились сохранить цены на газ, создать общий энергорынок Союзного государства и новый орган, который будет отслеживать косвенные налоги двух стран. Общий объем кредитов Москвы Минску с сентября 2021-го и до конца 2022 года составит около 630-640 млн долларов.
Кроме того, граждане России и Беларуси получат равные права и возможности в экономической и социальной сферах в рамках Союзного государства. Такие же равные права получат юридические лица. Страны перейдут к единой промышленной политике, общему доступу к госзакупкам и госзаказам. Кроме того, Россия снимет все Covid-ограничения на авиасообщение с Беларусью.
А вот единой российско-белорусской валюты пока не будет. Этот вопрос решили отложить по рекомендации Центробанков двух стран. О политическом объединении речь на переговорах тоже не шла. По крайней мере, это официальная версия. Путин, при этом, допустил, что в будущем появится парламент Союзного государства, но заверил, что этот вопрос на нынешней встрече не обсуждался.
Белорусский лидер, в свою очередь, начал речь с того, что интеграция России и Беларуси, по мнению некоторых наблюдателей, «потеряла темп», но полтора года назад «мы подумали, что, наверное, схем уже достаточно, надо бы конкретные планы реализовывать».
«Мы с Владимиром Владимировичем все принципиальные решения приняли. Я хочу спросить у критиков нашей интеграции: где вы видите гирю на ноге Российской Федерации?! Ничего плохого для народов России и Беларуси нет! Все рассчитано на рост благосостояния».
Между тем, на фоне переговоров в Кремле в Калининградской области состоялось открытие российско-белорусских стратегических учений «Запад-2021», которые будут проходить в течение ближайшей недели на территории обеих стран и в Балтийском море. Некоторые страны НАТО выразили обеспокоенность началом маневров такого масштаба. Но, как заверил Путин, они «не направлены против кого бы то ни было», при этом проведение учений «логично в условиях, когда другие объединения, НАТО, например, активно наращивают свое присутствие вблизи границ Союзного государства».