«Секретные» биолаборатории и «сыворотки славянского этноса»: мифы и легенды Минобороны РФ - SOVA
политика

«Секретные» биолаборатории и «сыворотки славянского этноса»: мифы и легенды Минобороны РФ

«Одной из задач США и их союзников является создание биоагентов, способных избирательно поражать различные этнические группы населения», – заявил 10 марта начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных сил РФ Игорь Кириллов. Россия не первый раз разыгрывает карту «секретных» лабораторий на постсоветском пространстве, финансируемых США. В прошлом этот нарратив использовался в отношении научных центров и в Грузии, и в Армении, и в Молдове. Но особенно изощренными стали новые мифы о лабораториях в Украине.

«Совершенно дикая идея»

 О разработках биологического оружия в Украине российские государственные СМИ говорят не первый год. К примеру, в 2015-м «Россия 24» сняла большой репортаж о «тайном научном центре, где будут ставить опыты со смертельными вирусами». Конечно, при американском финансировании. Главный нарратив – Вашингтон помогает Киеву создавать биологическое оружие.

Уже накануне войны, в декабре 2021-го, министр обороны Сергей Шойгу заявил, что в Донбассе находятся 130 бойцов некой американской частной военной компании. И готовят они провокацию «с химическими компонентами».

Наконец, уже в самый разгар войны в Украине, 6 марта, представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков вновь обвинил Киев в разработке биологического оружия в секретных микробиологических лабораториях. И вновь при поддержке американских военных.

«В ходе проведения специальной военной операции вскрыты факты экстренной зачистки киевским режимом следов реализуемой на Украине военно-биологической программы, финансируемой Минобороны США».

В качестве доказательств Минобороны предоставило агенству РИА «Новости» документы с указаниями по уничтожению патогенных микроорганизмов и соответствующие акты об уничтожении, направленные украинским Минздравом и подписанные микробиологами двух организаций: Полтавского и Харьковского областных центров контроля и профилактики болезней министерства здравоохранения.

На следующий день эту линию поддержал начальник войск радиохимической и биологической защиты (РХБЗ) Игорь Кириллов. Он заявил, что в украинских лабораториях работали над проектом UP-4, который якобы проводился до 2020 года в центрах Киева, Харькова и Одессы. А изучалась там возможность распространения особо опасных инфекций через мигрирующих птиц и летучих мышей: «Одной из задач США и их союзников является создание биоагентов, способных избирательно поражать различные этнические группы населения». Последнюю мысль Кириллова в ходе своего выступления 10 марта поддержал глава МИД РФ Сергей Лавров.

«Насчет того, что они [украинцы и американцы] это свое оружие уже применяли, у меня данных нет, но то, что это совершенно были не мирные эксперименты, а эксперименты, нацеленные на создание биологического оружия, причем, так сказать, этнически ориентированного, в этом практически не остается сомнения».

Многие эксперты, однако, сходятся во мнении: опубликованные Минобороны РФ списки не содержат ничего похожего на биологическое оружие, а включают в себя обычные бактериальные штаммы. В перечне присутствуют кишечная и дифтерийная палочки, клебсиелла, золотистый стафилококк и другие возбудители широко распространенных бактериальных заболеваний. Но там нет ни одного патогена: вирусов оспы, Эбола, Марбург, возбудителей боливийской геморрагической лихорадки, венесуэльского лошадиного энцефалита и т. д. Доказательств того, что были уничтожены культуры чумы и сибирской язвы, о которых говорил Кириллов, представлены не были.

«Секретные лаборатории» на постсоветском пространстве: дезинформация и фейки

Развеять миф решило и сообщество выпускников биологических факультетов российских вузов, в том числе Московского государственного университета. Они опубликовали открытое письмо к СМИ, обвинив журналистов в публикации ложных сведений о разработке Киевом биологического оружия.

В письме говорится, что с 6 марта РИА «Новости», Газета.ру, Russia Today, «Фонтанка», «Комсомольская правда» и другие издания писали, что Украина якобы экстренно устранила следы программы по созданию биологического оружия, финансируемой Пентагоном. Они также указывали, что документация об уничтожении особо опасных патогенов, в частности, возбудителей чумы, сибирской язвы, туляремии, холеры и других смертельных болезней, была изъята при захвате лабораторий. В письме подчеркивается, что порядочные журналисты обязаны были проконсультироваться с экспертами при написании такого материала, а не опираться исключительно на заявления официального представителя Минобороны.

«Этого сделано не было. В данном случае предлагаемые СМИ «доказательства», очевидно лживы. Из них никак не следует ни наличие разработок биологического оружия, ни даже использования в лабораториях особо опасных патогенов. В списке уничтоженных штаммов, опубликованных РИА «Новости» и другими российскими СМИ, нет ни одного, относящегося к особо опасным. Список содержит только штаммы, обычные для микробиологических и тем более эпидемиологических лабораторий», — говорится в письме.

«Совершенно дикая идея о существовании особой «ДНК славян, против которых должно было быть применено специальное биологическое оружие», муссируемое российскими СМИ, представляет собой бред для каждого знакомого со школьным курсом биологии. Такие заявления восходят к теориям немецких национал-социалистов с их культом «арийской высшей расы».

МИД Украины также опроверг все обвинения Кремля, назвав их дезинформацией и провокацией. В Киеве отмечают, что «после ряда абсурдных заявлений должностных лиц РФ о якобы создании «грязной» ядерной бомбы, российская дезинформационная машина переключилась на тему биологического оружия». Президент Владимир Зеленский 11 марта также отверг обвинения о наличии в Украине химического «или другого оружия массового уничтожения», подчеркнув, что все это – часть российской пропаганды для оправдания вторжения.

По мнению исследователя Фонда развития медиа (Грузия) Софии Гелава, обвиняя Украину в разработке секретного биологического оружия, Россия начинает очередную операцию «под фальшивым флагом». Так она пытается представить Киев агрессором, чтобы объяснить военную интервенцию в соседнюю страну.

«Кроме того, Кремль начал продвигать нарратив о развертывании в Украине химического оружия. Официальные источники утверждали, что США предоставили Украине химическое оружие массового поражения, чтобы затем возложить ответственность за это на Россию. Ранее Кремль уже обвинял Украину в создании «грязных ядерных бомб», в очередной раз используя «фальшивый флаг» для оправдания войны, а также преднамеренно искажая факты, поскольку «грязная бомба» полностью отличается от ядерной, а последняя представляет собой гораздо более изощренный процесс», – говорит Гелава.

Британское издание The Guardian, со ссылкой на данные осведомленных чиновников, выдвигает такую версию: «Россия, используя фейковые сообщения о якобы создании биологического оружия в Украине, и другие ложные и ничем не подтвержденные заявления, может готовить основу для применения своего химического оружия».

Западные политики, в частности, заявляют – «есть веские основания для беспокойства относительно возможного использования нетрадиционного оружия» Россией, учитывая, что Москва имеет опыт применения химических веществ в Сирии.

Боевые комары российской пропаганды

Не только Украина

Рассказывая о проекте UP-4, начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных сил РФ Игорь Кириллов говорил также, что эта программа реализуется с привлечением не только украинских, но и подконтрольной Пентагону грузинской биолаборатории в кооперации с Политехническим институтом Вирджинии и Геологической службой Соединенных Штатов.

Теории заговора о «секретной лаборатории США» в Тбилиси российские СМИ раскручивали с первого дня существования Исследовательского центра общественного здоровья им. Ричарда Лугара. Лабораторию была построена в 2011 году за 350 млн долларов, в том числе, с целью борьбы с опасными микроорганизмами, оставшимися от программы разработки биологического оружия Советского Союза.

Однако российские государственные СМИ и прокремлевские эксперты неоднократно использовали нарратив о том, что Центр Лугара – секретный объект, где американские военные разрабатывают биологическое оружие. Лабораторию обвиняли то в переброске за кавказский хребет возбудителей африканской чумы, то в распространении мраморных клопов, то в подготовке боевых комаров.

На официальном уровне эта информация впервые была озвучена в апреле 2018 года представительницей МИД РФ Марией Захаровой. Как считают эксперты, тогда Москва использовала тактику «лучшая защита – нападение», применив миф о секретной лаборатории, чтобы ответить на обвинения в отравлении Скрипалей и, тем самым «отвести внимание» от применения химического оружия на территории Великобритании.

В Тбилиси при этом неоднократно приглашали в лабораторию Лугара своих коллег из России. Руководитель центра Паата Имнадзе в одном из интервью отметил, что отправить в Грузию своих специалистов изъявили желание 20 стран, но РФ среди них не оказалось.

Грузинские эксперты отмечают, что дезинформация о деятельности «секретного» объекта часто запускается волнообразно. Об «угрозе» то забывают, то в нужный момент вновь вспоминают.

«Однако, лаборатории, которые работают в Грузии и Украине, — это биолаборатории, занимающиеся диагностикой и общественным здравоохранением, — отмечает София Гелава. – Существует огромная разница между биолабораториями и программой биологического оружия».

Лаборатория Лугара и «классический пример черного пиара»

SOVA