«Все эти киевские пейзажи, которые всегда фигурируют на моих картинах, эти ракурсы из окна… Все эти места, которые я коллекционирую, и которые являются основой моих детских воспоминаний…. Я жила в новостройке, на седьмом этаже, и все эти ракурсы, эти ужасные сцены войны, которые люди снимают из окон своих домов… Во мне это аукнулось моими рисунками. Я просто видела, как в мои конкретные рисунки въезжают эти танки. И вся эта война происходит там».
Первый рисунок Зои Черкасской после вторжения – девочка с косичками, смотрящая в окно. За стеклом – охваченный огнем дом и человек, пытающийся голыми руками остановить танк. Все это – новая версия раннего рисунка Зои из прославившей ее серии «Советское детство». Только там девочка стоит у окна, за которым ей машет идущая с работы мама.
«Я была в шоке, когда все это началось. Мне хотелось что-то сделать. Но что я могла? Я подумала, что можно нарисовать картину, а деньги, вырученные с продажи, отправить в Украину. Это было какое-то паническое действие, с которого началась небольшая серия рисунков».
Серия «До и после» нашла большой эмоциональный отклик среди пользователей интернета. Люди делились рисунками и впечатлениями – «эти высказывания даже сильнее, чем фоторепортажи из Украины»:
«Глядя на «до», на узнаваемые сценки советского детства, многие еще недавно испытывали ностальгию. А «после» была война».
«Зоя Черкасская рисовала наше детство трогательнее всех. А теперь к каждому ее светлому рисунку день за днем добавляется еще один. Наше настоящее».
Война исказила детские воспоминания художницы. И изменила ее картины. Теперь на них – другая реальность, которую с 24 февраля весь мир видит на экранах своих телевизоров. А Украина в этой реальности живет.
Вот очередь за хлебом советских времен превратилась в иллюстрацию событий 16-го марта, когда российские войска обстреляли в Чернигове мирных жителей, стоявших в очереди за хлебом. Погибло десять человек.
А вот молодой парень в рокерском прикиде, фанатеющий от ACDC и KISS. Спустя несколько лет на той же картине предстает в солдатской форме и прощается с родителями.
«Война влияет на творчество. Первые недели я ничего не могла рисовать, кроме всех этих ужасов. Сейчас я немного пришла в себя, приняла, что происходит. До этого я все время рисовала что-то и выкладывала в свои соцсети. Но в определенный момент я не могла все это публиковать, потому что считала, что сейчас не время для чего-то другого».
Зоя не любит, когда искусство сравнивают с терапией. Но в ситуации, когда все больше ее родных пейзажей и воспоминаний из детства уничтожаются российскими танками и бомбами, оно действительно сравнимо с терапией.
На одном из новых рисунков – люди, прячущиеся от обстрелов в метро. Она нарисовала его после того, как увидела фотографию из Украины: люди прятались на станции Шулявская. В ее проектировании в свое время принимал участие дедушка Зои – архитектор Анатолий Черкасский. Только в советское время имя у станции было другое – «Большевик».
«Метро – одна из гордостей моего дедушки. И это моя коренная связь с Киевом, следы, которые семья оставила еще до меня».
В последний раз в Украине Зоя была за четыре месяца до войны. Со съемочной группой из Израиля, снимавшей документальный фильм по ее серии «Советское детство».
«Мы пошли по местам моей «боевой славы», в школу и т. д. Эта последняя поездка для была меня путешествием во времени. Потом мы поехали в село, куда я ездила с бабушкой. В последний раз я была там, когда мне было девять. Это как в машине времени прокатиться. О войне в Украине на тот момент никто не говорил, но ведь и без того боевые действия идут там уже восемь лет. Ощущение, что идет война, и без того есть. В городе много военной техники, они как экспонаты стоят в парках. Одно дело, когда ощущается война, а другое – когда она идет у тебя под окном».
Утром 24 февраля Зое показалось, что она и вовсе не проснулась. До последнего художница верила, что вторжение не случится. «Думала, что это лишь демонстрация силы и угрозы».
«Но я была не одна. Большинство не верило, что русские танки входят в Киев».
В Украине остались члены ее семьи, друзья. После начала войны ей удалось перевезти в Израиль сестру с племянницами и внучками.
«Половина Израиля, выходцы из Украины, сидели на телефонах и пытались каким-то образом вывезти свои семьи».
Сама Зоя уехала из Киева, когда ей было 14. Через две недели после ее отъезда распался СССР. Серию рисунков «Советское детство» Зоя рисует последние семь лет. Это воспоминания о киевской жизни, о временах «перестройки», которые она наиболее отчетливо помнит.
«Когда я была беременной, на меня нахлынули воспоминания, потому что я думала о своей дочке. Я понимала, что у нее будет совсем другое детство, и мне захотелось ей рассказать про свое. Так и началась эта серия».
По словам Зои Черкасской, ее творчество объединяет соцреализм, модернизм и авангард. При этом картины выполнены в стиле «наивного искусства». Поэтому понятны многим. Первые шаги в рисовании она делала в школе, на уроках Аркадия Мильковицкого. Он скончался за несколько месяцев до войны. А после – российские бомбы уничтожили школу.
«Оплакиваю его смерть, но хорошо, что он этого всего не видит», – написала тогда Зоя в своем Facebook, узнав о попадании ракеты в школу.
Черкасскую часто обвиняют в идеализировании Советского Союза. И в чем-то она, по своему признанию, его действительно идеализирует. «Потому что это было мое детство».
«Я не считаю, что Советский Союз был Империей зла. Много было и хороших вещей. Но то, что сегодня Россия цинично манипулирует, провоцирует – особенно пожилых людей – скучать по какой-то стабильности, сопоставляет современную Россию с советской… В этом нет ничего общего. Это совсем другая страна с имперскими амбициями».
Зоя не верит в то, что президент России Владимир Путин желает восстановить СССР 2.0. «Скорее Российскую империю».
«Потому что основой СССР была коммунистическая идеология. А в России сейчас какой строй? Ни социализм, ни коммунизм. Это просто манипуляция понятиями из прошлого. Какая идеология современной России? Все, кто ближе к власти, что-то воруют. Вот такая идеология».
Сегодня Россия, по словам художницы, растоптала все советские воспоминания и ностальгию. «Наплевала» даже на память о Второй мировой войне.
«Они пользуются той же символикой, той же риторикой. При этом оправдывают этим чудовищные действия. В той войне все воевали вместе. И русские, и украинцы. А теперь они пошли против украинцев, пользуясь той же самой риторикой. Мол, украинцы – нацисты, а они – Красная армия. Это так цинично и отвратительно. Это мерзкая манипуляция, оскорбительная для тех, кто участвовал в той войне, память о которой вроде бы так важна России».