«Ничтожество», «жалкий фашист», «антиЕвросоюз». Это лишь несколько эпитетов, которые в разное время были обращены лидерами «Грузинской мечты» к главе оппозиционного телеканала Нике Гварамия. Сейчас он – в тюрьме, приговорен к 3,5 годам лишения свободы за нанесение материального ущерба другой телекомпании, которую он возглавлял в прошлом, – «Рустави-2». По версии следствия, которую разделил суд, подсудимый получил от компании в пользование Porsche Macan S.
Ника Гварамия на протяжении долгих лет был головной болью грузинского олигарха Бидзины Иванишвили и его команды. Гендиректор самого популярного оппозиционного телеканала в каждом эфире, не стесняясь в выражениях, критиковал власти.
Бывший замгенпрокурора и министр юстиции и образования, после смены власти в 2012 году он стал гендиректором оппозиционной телекомпании «Рустави-2». Но после продолжительного судебного разбирательства канал был передан его бывшему владельцу. После этого Нике Гварамия, оперативно создавшему новый телеканал Mtavari Arkhi, были предъявлены обвинения.
По словам директор Центра европейских исследований Фонда Рондели Кахи Гоголашвили, приговор за использование автомобиля частной компанией (ее же генеральным директором) является не более, чем местью за политические или личные обиды:
«Мне никогда не нравился тон, в котором Ника Гварамия и его телевидение подшучивали и цинично высмеивали Бидзину Иванишвили и других лидеров «Грузинской мечты». Я вообще против любых личных оскорблений и унижающего достоинство поведения. Тем не менее, я считаю месть своему критику или политическому оппоненту гораздо большей ошибкой и даже преступлением. Особенно, когда эта месть осуществляется людьми, использующими данную им власть. Это усугубляется представлением о том, что власть, сосредоточенная в руках исполнительной и законодательной ветвей, выходит за рамки их компетенции и подчиняет себе ветвь власти, которая веками была независимой от всех судов, даже при абсолютном и династическом правлении».
Сигналы Запада отдались эхом: готов ли Иванишвили пожертвовать интересами Грузии
Эрозия судебной системы, отмечает эксперт, несовместима со стремлением присоединиться к Евросоюзу. «Вероятно, страна уже давно потеряла шанс получить статус кандидата в члены ЕС. Но думаю, мы уже потеряли нечто более ценное и важное, чем это – независимость и свободу, за которые отдали свои жизни столько героических грузин. Я не знаю, что сказать этим людям…», — добавляет Гоголашвили.
Приговор Гварамия, нужно отметить, был вынесен и на фоне растущей озабоченности по поводу медиасреды в Грузии. Согласно исследованию организации «Репортеры без границ», в 2021 году уровень свободы прессы в стране значительно ухудшился. Грузия спустилась с 60-го на 89-е место среди 180 государств мира.
В оппозиции, между тем, обращают внимание: главу оппозиционного телеканала отправили за решетку в то время, когда Тбилиси ждет ответа на заявку о получении статуса кандидата в ЕС. Грузия вслед за Украиной и Молдовой подала заявку 3 марта. Но западные политики сомневаются, что теперь стране светят перспективы ускоренной интеграции.
По словам политолога Давида Зурабашвили, Бидзина Иванишвили придерживается жизненной позиции: тот, кто тревожит его покой, должен быть наказан. «Так мы получили еще одного политзаключенного в лице Ники Гварамия».
«Он, кажется, подумал, что так как пока идет война, Запад не станет на него давить. Плюс он подыграл «архи-коцам» (от КОЦ – грузинской аббревиатуры, означающей «Грузинская мечтв», — прим. ред.), ведь им только покажи «нацев» (членов и сторонников «Единого национального движения», — прим. ред.) в тюрьме, и сто лет не будут задаваться вопросом, насколько справедлив был приговор. Иванишвили как раз считает этих людей быдлом. Однако я подозреваю, что господин Бидзина ошибается – и насчет Запада, и насчет народа».
Реакция Запада не заставила себя долго ждать. В посольстве США в Тбилиси заявили: приговор ставит под сомнение приверженность Грузии верховенству закона. И даже одно восприятие уголовного преследования как политизированного наносит ущерб стране, особенно в момент, когда у Грузии есть беспрецедентная возможность углубить евроатлантическую интеграцию.
На приговор медиаменеджеру отреагировали и в Госдепе США. Там подчеркнули: США стоят рядом с независимыми СМИ, а свобода слова крайне важна для демократии любой страны.
«Мы предельно точны и откровенны с нашими грузинскими партнерами во время разговоров о необходимости основательного и непрерывного усиления демократии, которую мы хотим видеть в Грузии. Это касается демократических институтов и верховенства закона».
Прокомментировали приговор Гварамия и в Европе. Восемь депутатов Европарламента выступили с совместным заявлением, подчеркнув, что избирательный подход к правосудию наносит непоправимый удар по репутации Грузии и ее европейскому курсу:
«Это полностью противоречит тому, чего хочет грузинский народ и чего он заслуживает».
Депутат Сейма Литвы Жигимантас Павиленис заявил: «Грузинская мечта» мотивирована сделать все возможное для уничтожения демократических достижений страны. «Все это происходит перед историческим моментом получения статуса страны-кандидата. Очень жаль наблюдать за тем, как Грузия растрачивает такую возможность», — отметил он.
Политическое преследование оппонентов стало почерком действующих властей после того, как в феврале прошлого года Ираклий Гарибашвили вернулся на пост премьер-министра. На это указал экс-помощник госсекретаря США Дэвид Крамер в интервью «Голосу Америки».
«Посольство США опубликовало очень резкое заявление, в котором осуждает произошедшее и отмечает, что это порождает вопросы относительно приверженности Грузии западной, евро-ориентации и интеграции. Так что, это очень плохое развитие, а его поворот к лучшему невообразим», — заявил Крамер.
В самой правящей «Грузинской мечте» обвинения в свой адрес назвали «истеричной кампанией». И выступили со встречной критикой в адрес западных дипмиссий. По словам председателя партии Ираклия Кобахидзе, именно такие заявления посольств в 2017 году «позволили Гварамия ограбить «Рустави-2» на несколько миллионов».
Это заявление стало продолжением антизападной риторики «Грузинской мечты» последних лет. К примеру, того же Дэвида Крамера член «Мечты» Созар Субари причислил к западным политикам, делающим недружественные заявления. Оппоненты власти считают, что резкие заявления отражают изменение внешнеполитического курса Тбилиси, который итак дрейфует с Запада на Север.
Выбор в пользу России властями Грузии сделан, заявил адвокат Ники Гварамия после вынесения приговора его подзащитному. Это мнение разделяют в оппозиции.
«Тогда как нам больше всего нужна консолидация, нужны открытые прозападные месседжи, Бидзина Иванишвили через свой покорный суд отдаляет Грузию от ЕС и НАТО и катит прямо в российский лагерь», – сказал лидер партии «Дроа!» («Время настало!») Гига Лемонджава.
Прагматизм или коллаборационизм: нужен ли Грузии российский рынок
О кризисе грузинской демократии на Западе стали говорить не сегодня. То, что в стране сложилась «крайне хрупкая демократия», требующая политических реформ, говорят не только политики, но и цифры. Так, согласно докладу исследовательской организации The Economist Intelligence Unit, показатель Грузии в Индексе демократии ухудшается четвертый год подряд. Он упал с 10 баллов до 5,12 в 2021 году. Нынешняя позиция страны – самая низкая за последнее десятилетие.
Исследование другой международной организации – Freedom House – также зафиксировало откат от демократии. В 2022 году авторы оценили уровень демократия в Грузии в 3,07 балла. Это худший показатель за последние 10 лет. Причем, регресс наблюдается шестой год подряд.
Продолжающийся обвал в международных рейтингах контрастирует с прошлыми успехами Тбилиси, когда президент США Джордж Буш-младший называл его «маяком свободы». Сегодня западные партнеры все чаще критикуют Грузию, а это может негативно отразиться на ее перспективах европейской интеграции.