Российское вторжение в Украину вновь пробудило чувство протеста, которое после 2008 года, кажется, несколько приутихло. Культуру стало еще труднее отделять от политики. И небезосновательно. Поэтому, если в прошлом, даже после российско-грузинской войны, в разные годы, на крупнейшем музыкальном фестивале страны Tbilisi Open Air можно было услышать ДДТ или Земфиру, которая в 2015 году со сцены в Тбилиси выразила солидарность Украине, за что дома подверглась резкой критике.
И тем не менее, в 2022 году, пока российские войска обстреливают украинские города, убивают мирных жителей- несут «русский мир» войной и мягкой силой, из окон такси или из многочисленных кафе в Батуми и других городах Грузии все еще доносятся хиты т. н. русского шансона или российской эстрады. И да, о вкусах не спорят, но бесспорно и то, что русский шансон и эстрада – неотъемлемая часть той ментальности, которой мы, новое поколение граждан Грузии говорим – нет.
Грузия всегда была мультикультурной страной. Это как грузинское многоголосие – в обществе всегда слышны разные голоса и тональности. За традиционными застольями исполняют народные песни, в ночных клубах играет электронная музыка, а в старых кварталах Тбилиси нередки восточные мотивы. В свое время особым шармом отличались русские романсы в исполнении именно грузин. Но почему сегодня условная российская попса вызывает такой протест?
Дело в том, что для достижения своих политических целей в Кремле активно используют не только силу оружия, но и силу слова. И речь не только о пропаганде в СМИ. На патриотических концертах в поддержку войны выступают артисты эстрады, монополизировавшие эфирное время «новогодних огоньков», и бессменные участники кремлевских шоу. За пределами России эти исполнители – часть гибридной стратегии Москвы.