Председатель Национального агентства вина Грузии Леван Мехузла 25 августа заявил, что доля России в экспорте грузинского вина «примерно через пять лет» упадет до менее 40%. По итогам первого полугодия-2022 из страны было экспортировано вина на 98 млн долларов, из которых 58% пришлось на РФ.
Среди «стратегических рынков» для вина Национальное агентство называет США, куда в 2021 году впервые в истории независимой Грузии было поставлено более 1 млн бутылок объемом 0,75 л каждая, что на 19% больше, чем годом ранее. Это – один из самых выгодных рынков для грузинского вина, где цена 1 литра превышает 6 долларов.
«В этом году у нас очень хорошая маркетинговая кампания, направленная на США, и я думаю, что увеличение экспорта на этот рынок станет более заметным», — сказал Мехузла. К 2025 году грузинские власти намереваются продавать в Соединенные Штаты по 5 млн бутылок в год.
Правительство также активно работает и на других рынках – Великобритании, Германии, Польши, стран Балтии, добавил чиновник. Все это должно привести к снижению зависимости от основного покупателя – Москвы.
Кто основные покупатели грузинского вина
По данным Национального агентства вина Грузии, в 2021 году экспорт винной продукции увеличился на 16% – до рекордных 107 млн бутылок, или 250 млн долларов (вместе с экспортом коньяка, чачи и других алкогольных напитков общий экспорт вырос на 18%, до 400 млн долларов).
Число стран-покупателей грузинского вина в прошлом году выросло с 50 до 62. Крупнейшим экспортером осталась Россия, но поставки туда выросли лишь на 8%, до 62,1 млн бутылок. В итоге ее доля опустилась примерно до 57% – минимального уровня с момента снятия эмбарго на грузинское вино в начале 2013 года. В 2020-м экспорт в Россию составил 57,7 млн бутылок, или 62,4% всех продаж за рубеж.
Второе место в 2021-м сохранила Украина, которая увеличила закупки грузинского вина на 21% (до 12,9 млн бутылок). Тройку лидеров замыкает Польша, купившая около 7 млн бутылок (+34%).
Стратегическими рынками, на которых Национальное агентство уже несколько лет проводит мероприятия по популяризации грузинского вина, являются как раз Польша, Китай (+29% в 2021 году, до 5,9 млн бутылок), Латвия (+19%, 1,9 млн)
США (+19%, 1,08 млн), Литва (+45%, 986,7 тысяч), Германия (+28%, 892 тысяч), Великобритания (+71%, 736,4 тысяч) и Япония (+12%, 197,6 тысяч).
Наибольший рост закупок грузинского вина в прошлом году показали Норвегия (+1047%, до 108 тысяч бутылок), Турция (+260%, 108,57 тысяч), Чехия (+227%, 148 тысяч), Монголия (+158%, 484,9 тысяч), Канада и Швеция – по 76%, до 332 тысяч и 136,8 тысяч соответственно.
Почему Грузия снижает зависимость от России
Россия традиционно была основным покупателем грузинского вина с долей 80% и выше. По итогам 2021 года Грузия заняла третье место среди главных поставщиков на российском рынке после Италии и Испании. По данным итальянской отраслевой ассоциации Unione Italiana Vini, в прошлом году Рим продал на этом рынке 64,5 млн литров вина на 209,5 млн долларов, Мадрид – 49,3 млн литров на 122,6 млн долларов, Тбилиси – 42,8 млн литров (соответствует 57 млн бутылок емкостью 0,75 литра) на 119,6 млн долларов.
Но грузинские власти осознали, насколько опасно зависеть от одного покупателя, когда в марте 2006 года Роспотребнадзор запретил ввоз в Россию вина и минеральной воды из Грузии формально из-за несоответствия санитарным нормам. Это произошло после избрания президентом страны Михаила Саакашвили и ухудшения отношений с Москвой. При нем грузинский парламент потребовал вывода российских военных баз и принял постановление, требующее вывести и российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии, сам Саакашвили подписал указ о выходе Грузии из Совета министров обороны стран СНГ (собственно из Содружества Грузия вышла уже после «августовской войны» 2008 года). Потери грузинской стороны в первый год действия эмбарго оценивались в 40-70 млн долларов.
В начале 2013 года, после победы оппозиции во главе с Бидзиной Иванишвили на парламентских выборах, новые грузинские власти договорились о возобновлении поставок вина и минеральной воды. Но в июле 2019-го Москва грозилась вновь ввести эмбарго. Произошло это после многотысячных акций протеста в Тбилиси, вызванных появлением депутата Госдумы РФ Сергея Гаврилова в кресле спикера парламента Грузии. Еще одним поводом для этого чуть не послужило заявление ведущего телеканала «Рустави-2» Георгия Габуния, который в прямом эфире произнес оскорбительную речь в адрес президента Владимира Путина. Но тогда Путин решил не вводить запрет.
Торговый партнер
Россия является одним из крупнейших торговых партнеров Грузии. Только за полгода 2022 года торговый оборот между двумя странами составил 1,2 млрд долларов, что в полтора раза больше, чем за тот же период 2021 года. Торговый оборот за 12 месяцев прошлого года составил 1,6 млрд долларов – на 23,2% больше по сравнению с 2020-м. При этом экспорт из России в Грузию вырос на 38,3%, а импорт из Грузии в Россию – на 15,8%.
После начала военных действий на территории Украины в феврале 2022 года многие иностранные поставщики вина прекратили работать с Москвой. Но не Грузия. Например, ограничения по экспорту в Россию на страновом уровне наложили США и Австралия (на всю винодельческую продукцию), а также все члены ЕС (запрет на поставки вина дороже 300 долларов). «Винные санкции» принимались и на частном уровне. Союз виноделов Шампани, к примеру, отказался от экспорта в Россию. При этом грузинские виноделы продолжали импортировать продукцию на стабильном уровне, несмотря на международные санкции.
Сколько Грузия тратит на поиск новых покупателей вина
О существенном снижении доли России в общих закупках грузинского вина в апреле 2022 года заявил министр окружающей среды и сельского хозяйства Отар Шамугия. «У нас была 80-процентная зависимость от экспорта вина на российский рынок, а сейчас эта цифра снизилась до 57%», — сказал чиновник. По его словам, это результат стратегии диверсификации поставок, которую власти реализуют уже несколько лет совместно с предпринимателями – виноделами и продавцами вина.
Национальное агентство вина запустило программу продвижения продукции еще в 2013 году. В целом на стратегию диверсификации поставок тратится около 10-12 млн лари (3,5-4,2 млн долларов) в год, рассказал Шамугия. Ведомство финансирует различные мероприятия, в том числе, участие в выставках во многих странах мира и дегустации.
Кроме того, в прошлом году был разработан проект по финансированию маркетинговых затрат для виноделов и продавцов вина. Министр считает, что это поможет им выйти на новые рынки и диверсифицировать поставки. В июле 2022 года он ездил с рабочим визитом в США, где встречался с экспортерами грузинских продуктов. В ходе этого визита Шамугия заявил, что диверсификация экспортных рынков является одним из приоритетов для Грузии и выход грузинской продукции на американский рынок имеет для страны первостепенное значение.
Что продает Грузия в США
Крупные экспортеры продают различные грузинские продукты в США – не только вино, но и минеральную воду, натуральные соки, чурчхелу, сухофрукты, яблочные чипсы, консервы и т.д. Но пока на Соединенные Штаты приходится менее 1% экспорта вина из Грузии.
В конце августа 2022 года в Тбилисском государственном университете прошла 14-я ежегодная конференция Американской ассоциации винных экономистов (AAWE) с участием международных экспертов из США, Канады, Германии, Великобритании, Японии, Италии, Франции, Нидерландов, Венгрии, Австралии и Южной Африки.
«Мероприятие такого уровня проводится в Грузии впервые, – заявил ректор университета Георгий Шарвашидзе, открывая конференцию. – Многие слышали, что в Грузии есть давние традиции производства вина, и теперь пришло время представить его на большом рынке».
Материал подготовлен в рамках проекта, реализуемого при поддержке МИД Чешской Республики и посольства Чешской Республики в Грузии.