Глава МИД Грузии Илья Дарчиашвили заявил, что, несмотря на сложнейшую международную обстановку, Тбилиси успешно справляется с внешнеполитическими угрозами. Эти слова Дарчиашвили произнес в парламенте, где выступил в рамках «министерского часа».
«Хочу еще раз подчеркнуть, что в этом году грузинской дипломатии пришлось работать в особой ситуации. Военная агрессия России поставила перед большими вызовами существование мирового порядка как такового. Несмотря на сложнейшую международную обстановку, Грузия успешно справляется с внешнеполитическими угрозами, предпринимает действенные шаги, четко и целеустремленно продолжает осуществление основных внешнеполитических приоритетов, что представляет собой исторический и цивилизационный выбор грузинского народа», — сказал Дарчиашвили.
По словам министра, в течение прошлого года МИД Грузии при поддержке стран-партнеров и организаций продолжал активную работу по укреплению суверенитета и восстановлению территориальной целостности, деоккупации и мирному урегулированию конфликта с Москвой.
«Как известно, в условиях широкомасштабной военной агрессии Российской Федерации против Украины обстановка в области безопасности в регионе стала особенно сложной, что создает дополнительные вызовы. Мы приложим все усилия на фоне этой неспокойной ситуации для актуализации вопроса о необходимости мирного урегулирования российско-грузинского конфликта в международной повестке дня. Все имеющиеся в нашем распоряжении дипломатические и юридические инструменты были использованы для обеспечения мобилизации международной поддержки», — заверил Дарчиашвили.
В своем выступлении в парламенте глава МИД также сказал, что Грузия играет все более важную роль в формировании европейской архитектуры безопасности Соединенных Штатов. И одним из наглядных доказательств этого является безоговорочная поддержка евроинтеграции Грузии в новой стратегии национальной безопасности США, — заявил министр. По его словам, в 2022 году 30-летие установления дипотношений между Тбилиси и Вашингтоном будет отмечаться на фоне качественного перехода стратегического партнерства между странами на еще более высокий уровень.
«Принимая во внимание общие интересы Грузии и США, мы хотим видеть большую вовлеченность Соединенных Штатов в регион Черного моря и Южного Кавказа», — сказал Дарчиашвили, добавив, что Тбилиси остается сильным и надежным союзником Вашингтона.
Говорил в своем выступлении глава МИД и об отношениях между Грузией и Европой. По его словам, углубление этих связей имеет особое значение для безопасности страны. Министр заверил депутатов, что в этом году отношения Грузии с европейскими государствами характеризовались активной динамикой – состоялся ряд обменов визитами на высоком уровне, прошли политические консультации с такими странами, как Австрия, Бельгия, Ирландия, Литва, Нидерланды, Румыния, Словакия, Финляндия, Чехия, Украина. Это, по словам Дарчиашвили, очень важно для страны в свете создавшейся геополитической ситуации в регионе.
Глава МИД добавил, что Тбилиси продолжает последовательно продвигаться по пути вступления в ЕС и предпринимает шаги для достижения максимальной гармонизации своего законодательства с европейским. По его словам, решение Еврокомиссии от 23 июня о признании европейской перспективы Грузии формально открыло дверь для вступления страны в Евросоюз и вывело отношения Грузия-ЕС на совершенно новый уровень.
Главный дипломат страны отметил, что власти представили конкретный план действий по интеграции в Европейский союз. По его словам, правительство продолжит активно работать над выполнением всех обязательств по вступлению в ЕС. «Я хотел бы поблагодарить правящую партию за начало инклюзивного, открытого и прозрачного процесса с целью выполнить рекомендации Еврокомиссии с максимальным привлечением парламентариев, госведомств и гражданского общества, и очень скоро страна получит статус кандидата». — сказал Дарчиашвили.
Критика оппозиции
Оппозиционные депутаты, впрочем, раскритиковали выступление главы МИД в парламенте. Член фракции «Лело – Партнерство для Грузии» Саломе Самадашвили назвала речь министра странной, поскольку он пытался представить «абсолютный крах» внешней политики «Грузинской мечты» как успех. «Я не знаю, обманываете ли вы сами себя или нас», — сказала депутат.
Самадашвили задала Дарчиашвили несколько вопросов, один из которых касался выполнения рекомендаций Еврокомиссии и шансов Грузии на получение статуса кандидата в ЕС.
«Поделитесь с нами, какие из 12 пунктов списка требований вы выполнили сегодня? Каковы ваши ожидания? Вы – министр иностранных дел, и у вас должна быть привилегированная информация о том, какова промежуточная оценка Еврокомиссии: ждет ли страну в конце года еще один крах, или есть теоретический шанс?».
Другой вопрос Самадашвили касался отношения властей Грузии к России: «Хотелось бы услышать четкую позицию министра иностранных дел – на ваш взгляд, является ли режим Владимира Путина террористическим? Несколько парламентов на Западе приняли заявление по этому поводу, и Европарламент собирается принять его на ноябрьской сессии. Как вы это оцениваете? Совершал ли путинский режим военные преступления и преступления против человечности в Украине, а до того – в нашей стране?».
С критикой Дарчиашвили выступил и член партии «Граждане» Алеко Элисашвили. Он, в частности, выразил недовольство выбором послов Грузии в разных странах. «Будь моя воля, некоторых из них я бы не назначил не только послами, но и пастухами гусей». Депутат поинтересовался, есть ли у главы МИД какие-то критерии оценки работы дипломатов.
Еще один оппозиционный депутат, Армаз Ахвледиани от фракции «Лело», обращаясь к министру, заявил, что, возможно, в условиях другого правительства, он был справился с внешнеполитическими задачами, но при «Грузинской мечте» это невозможно. Он выразил уверенность, что сегодня представители МИД должны были бы совершать «дипломатические штурмы» стран-партнеров, убеждая их в важности интеграции Тбилиси в евроатлантическое пространство.
«Варварство России в Украине, вероятно, дало и ряду других государств, но особенно Грузии, совершенно новые, ранее немыслимые возможности. Может быть, господин министр, вы были бы хорошим министром с другой командой, но сейчас многие из нас видят, что мы упускаем эти возможности. К сожалению, это так», — заявил Ахвледиани.
В свою очередь член «Единого национального движения» Роман Гоциридзе поинтересовался у главы МИД, почему в Украину не отправился ни один высокопоставленный чиновник Грузии. «Я спрашиваю, почему вы не поехали в Украину? Почему в Украину не поехал ни один представитель правительства? Если министры не едут, то что это за сигналы, что за месседжи?».
По словам Гоциридзе, Грузия – единственная страна, официальный исполнительный представитель которой не посещал Украину. «Почему вы не отправили туда своего заместителя? Почему не совершили хотя бы символический акт?», — поинтересовался оппозиционный депутат.