Этот материал является частью партнерства с изданием OC Media. Оригинал на английском языке вы можете прочитать здесь.
Международный суд ООН обязал Азербайджан открыть Лачинский коридор, поскольку в Нагорном Карабахе продолжает расти нехватка продовольствия и энергии.
В среду суд ООН пришел к выводу, что Азербайджан должен «принять все имеющиеся в его распоряжении меры для обеспечения беспрепятственного передвижения людей, транспортных средств и грузов по Лачинскому коридору в обоих направлениях».
Армянское население Нагорного Карабаха зависит от Лачинского коридора, т.к. это единственная дорога в регион и из него. Коридор был закрыт 12 декабря азербайджанцами, назвавшими себя экоактивистами, протестующими против добычи полезных ископаемых в регионе.
В решении Международного суда ООН отмечается, что его временное постановление имеет «обязательную силу и создает международно-правовые обязательства для любой стороны, которой адресованы временные меры».
Если Азербайджан откажется выполнять решение суда, дело передадут в Совет Безопасности ООН.
Помимо закрытия коридора, Армения также просила рассмотреть вопрос поддержки Азербайджаном активистов, блокирующих коридор, и вопроса предполагаемого прекращения поставок газа в Нагорный Карабах.
Оба запроса были отклонены.
Суд также отклонил иск Баку с требованием обязать Армению прекратить установку наземных мин или спонсировать их установку в «районах, куда вернется азербайджанское гражданское население».
Армения направила свое обращение в МС в декабре, вскоре после закрытия Лачинского коридора, а Азербайджан подал свой иск в начале января.
Решения, принятые в среду, касаются временных мер, запрошенных обеими сторонами, пока суд рассматривает более крупные дела: одно, поданное Арменией в октябре прошлого года, и аналогичное, поданное Азербайджаном месяцем позже. Эти дела касаются предполагаемых нарушений Конвенции ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Три месяца блокады
И Ереван, и Степанакерт поприветствовали решение Международного суда ООН, при этом в МИД Армении заявили, что будут «внимательно следить» за ситуацией и информировать суд о «любых нарушениях со стороны Азербайджана, пока продолжается рассмотрение дела Армении против Азербайджана».
Министерство также призвало международное сообщество «предпринять активные шаги для обеспечения немедленного выполнения Азербайджаном решения суда».
Президент Нагорного Карабаха Араик Арутюнян назвал решение суда «не вызывающим возражений международно-правовым основанием», подразумевающим, что «народ Арцаха [Нагорного Карабаха], подвергающийся расовой дискриминации и ненависти, не может жить в составе Азербайджана».
Государственный министр региона Рубен Варданян заявил, что Нагорный Карабах может использовать «различные механизмы, чтобы показать, что наши требования обоснованы».
На решение Международного суда а Баку отреагировали быстро, приветствовав отклонение двух других исков Армении и заявив, что «Суд принял к сведению заявление Азербайджана о том, что Азербайджан предпринимает и обязуется продолжать предпринимать все возможные и имеющиеся в его распоряжении шаги, чтобы гарантировать безопасное движение по Лачинской дороге».
В азербайджанском ведомстве заявили, что «продолжат добиваться привлечения Армении к ответственности».
Нагорный Карабах борется с нехваткой продовольствия и газа, что вынудило власти ввести учет продуктов питания, а население топиться дровяными печами.
С тех пор как три месяца назад был закрыт Лачинский коридор, были прерваны все цепочки поставок и заблокирована возможность перевозить пациентов, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в Армению.
Ряд западных стран и международных правозащитных организаций призвали Азербайджан и Россию вновь открыть коридор, ссылаясь на трехстороннее соглашение от 9 ноября, согласно которому дорога должна контролироваться российскими миротворцами.
Баку отрицает, что дорога заблокирована, аппелируя к тому, что машинам Красного Креста и российских миротворцев было разрешено проехать и доставить часть гуманитарной помощи в Нагорный Карабах.
Для удобства чтения OC Media не использует такие оговорки, как «де-факто», «непризнанный» или «частично признанный» при упоминании институтов или политических позиций в Абхазии, Нагорном Карабахе и Южной Осетии. Это не отражает позицию редакции в отношении их статуса.