Дэвид Крамер: надеюсь, ЕС будет руководствоваться нашим списком подсанкционных лиц

В Евросоюзе готовятся принять новый, 11-й пакет антироссийских санкций. Ожидается, что Брюссель сосредоточится на механизмах обхода уже введенных ограничений, в том числе за счет третьих стран. Возможно, это затронет и Грузию. 5 апреля Госдеп уже ввел санкции против четырех высокопоставленных грузинских судей. Не исключено, что список пополнится. Экс-помощник госсекретаря США Дэвид Крамер в интервью SOVA о том, почему «Грузинской мечте» стоит быть осторожной и о надежде, что принятые в Вашингтоне меры получат трансатлантическую поддержку.

 

– Мистер Крамер, спасибо за ваше время. Вы заявили, что представители грузинского правительства и первые лица должны проявлять осторожность. Как вы считаете, каким может быть следующий шаг с американской стороны?

– Мне неизвестно, каким может быть следующий шаг правительства США, но на месте представителей грузинских властей я бы наверняка не стал заключать, что четыре судьи – единственные, кто попадет в санкционный список США. Насколько вы знаете, эти меры направлены против индивидуальных лиц, а не страны, не против народа Грузии. Речь идет о четырех личностях – им отказано в получении американской визы. Существует вероятность, что в этот список будут добавлены и другие имена. Так что, если бы я был на месте члена грузинского правительства или «Грузинской мечты», я был бы осторожен, особенно, если вас волнует отказ в американской визе или же возможность оказаться в «черном списке» США.

– Осознает ли грузинское правительство эту опасность? Вы наверняка знакомы с их реакцией.

– Я не шокирован последовавшей реакцией, но, кажется, можно лишь посоветовать, чтобы, по крайней мере, прекратились нападки на США, американского посла и все посольство, на американских сенаторов. Все это не характеризует правительство, которое двигается в направлении Запада. По крайней мере, так утверждают грузинские власти. Однако их действия и риторика свидетельствуют об обратном. Но что мы наблюдаем, так движение в сторону Москвы. Они подогревают антагонистические настроения в адрес ЕС, членов Европарламента и США. Невероятно жаль, что ситуация достигла точки, когда власти США решили пойти на этот шаг. Я сам лоббировал эти меры долгое время, но я не чувствую никакого удовлетворения тем, что произошло. Однако очень тревожными были сигналы от правительства, возглавившего страну. Важно провести черту между населением Грузии, которое является прозападным и про демократичным, и ее правительством, которое, как мне кажется, движется в противоположном направлении.

– Это не первый случай, когда США используют механизм санкций против недемократических режимов или правительств. В каких конкретных случаях Вашингтон решается на такой шаг?

– Два самых релевантных примера – это пример Молдовы и Украины. В случае с Молдовой бывший премьер-министр Плахотнюк подпал под санкции за коррупцию. А также в Украине Игорь Коломойский недолго был во власти, он является крупным украинским олигархом… Так что, будь я на месте господина Иванишвили, я бы с вниманием отнесся к этим двум примерам и принял к сведению, что включение четырех лиц в санкционный список не станет последим прецедентом… Это предупреждение. Я считаю, что это именно так. Предупреждение, что, если существующее положение в Грузии не измениться, в список будут добавлены другие имена. Я хочу быть четким, я не говорю от имени американского правительства. Я являюсь частным лицом в США, но я долгое время слежу за Грузией, я работал в Госдепартаменте при Буше-младшем, я принимал участие в утверждении санкций против Лукашенко и Беларуси. Я сожалею, что этот шаг пришлось применить, но я аплодирую администрации, что это решение было наконец принято. К сожалению, оно было необходимым.

– Какие временные рамки обычно необходимы американскому правительству для будущих шагов по задействованию мер в адрес того же Иванишвили или других первых и влиятельных лиц Грузии?

– Они могут быть добавлены по любой причине, их могут добавить, пока мы с вами беседуем. Госдепартамент внимательно следит за событиями в Грузии. Я уверен, что они очень долго раздумывали, прежде чем принять такое решение. И, наконец, они решились на это, когда стало ясно, что нужно действовать. Так что, санкционный список может быть дополнен в любой момент в ближайшем будущем. Я не в курсе, существует ли конкретный график. Я даже не знаю наверняка, будут ли добавлены новые имена. Еще раз подчеркиваю, что я не говорю от имени американского правительства. Лучший способ предотвратить это – остановить антидемократический тренд. Прекратить нападки на США, прекратить уютные посиделки с Москвой, вернуться к демократическому пути развития и стремиться к ЕС и США, как лучшему будущему Грузии, в отличие от России.

– Есть ли какие-либо специфические моменты, которые правительство Грузии должно решить. Вы упомянули несколько обширных тем, но существует ли какая-то специфика? Или предъявлять правительствам конкретные требования непринято?

– Существует 12 требований Евросоюза, грузинское правительство делает вид, что следует этим рекомендациям, но я не уверен, что в ЕС удовлетворены этим. Думаю, речь идет и о гуманитарных вопросах, если президент Грузии решит помиловать Саакашвили. Ника Гварамия также считается политическим заключенным. То есть, решение проблем, которые взывают тревогу. Закон об иноагентах, да его принятие было отозвано, но было бы лучше получить гарантии от правительства, что они никогда не вернутся к рассмотрению этого закона. Шаги подобного рода повысили бы восприимчивость Запада и самих граждан Грузии.

Мы наблюдаем, насколько высока поддержка Украины со стороны граждан вашей страны и насколько сильно противостояние закону об иноагентах. Все эти шаги должны быть отвергнуты навсегда, необходимо принять меры по вопросу Саакашвили, нужно принять правильные решения в отношении Гварамия. Надеюсь, они примут эти меры и прекратят нападки на США. Мы – лучшие друзья Грузии. Наши отношения берут начало еще со дня восстановления независимости вашей страны. США – крупнейший поставщик помощи Грузии. Так что эти нападки на посла – не лучшим образом характеризует правительство Грузии, которое желает лучших отношений с США. Уже есть новый человек, который заменил Келли Дэгнан, были и слушания – это Робин Данниган. Было бы мудро со стороны Тбилиси начать отношения с позитива.

– Известно, что ЕС рассматривает возможность санкций против третьих стран, которые помогают России обходить санкции. Мы помним статью в New York Times и, возможно, Грузия войдет в список таких стран. Кажется ли вам, что этот фактор также будет тревожным сигналом для Вашингтона?

– Безусловно, да для Вашингтона. Но в первую очередь это должно быть тревожным сигналом для самих жителей Грузии. Это станет дальнейшим развитием тех опасений, которые высказывались в Брюсселе и других европейских столицах. Я надеюсь, что ЕС будут руководствоваться нашим списком подснкционных лиц. Что они отправят очень важный сигнал, что меры, принятые в Вашингтоне, получат трансатлантическую поддержку. При этом я также поддерживаю присуждение Грузии статуса кандидата на вступление в ЕС. Как признание стремления народа Грузии в Евросоюз, желание однажды стать членом ЕС. Я уверен: важно провести черту между санкциями США и ЕС, которые могут быть приняты против официальных лиц – против судей или представителей «Грузинской мечты». При этом, сохранить поддержку, которую мы выражаем и будем выражать народу Грузии. Очень важно провести эту линию, учитывать волеизъявление народа Грузии, и при этом проводить жесткую политику по отношению к официальным лицам.

– Что касается подсанкционных судей, один из них заявил, что намерен подать в американский суд. Сталкивались ли вы ранее с подобным прецедентом и насколько это имеет смысл?

– В этом нет никакого смысла, так что – удачи ему! Любой может судиться, но это не значит, что будет победа. Могу лишь посоветовать, пока он не получил деньги на судебные тяжбы от кого бы то ни было, просто сэкономить эти деньги. Так как он не сможет выиграть в американском суде.

Марта Ардашелия

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => видео