В целом в последние годы подавляющее большинство подобных запросов отклонялось из-за «сомнительных оснований» и «необаснованности», в том числе с формулировкой о рисках государственной безопасности и общественному порядку в Грузии. Оппозиционно настроенные россияне сталкивались с этой проблемой и до войны в Украине, но с февраля 2022-го проблема стала заметней из-за роста числа обращений и соответственно отказов.
Формулировкой «в силу значительных обстоятельств, противоречащих интересам Грузии» в 2016-м, к примеру, было отказано в политическом убежище известному критику Рамзана Кадырова, блогеру Тумсо Абдурахманову, который не смог добиться статуса даже через суд.
В последнее время кристаллизировалась еще одна закономерность: российским оппозиционерам, активистам и журналистам все чаще стали отказывать во въезде в Грузию. Некоторые из тех, кого не впустили в страну, рассказывают, как пограничники сверялись с какими-то списками или писали в чат.
С марта по июнь 2022-го, к примеру, в Грузию не смогли попасть 3 036 граждан России, а с конца года во въезде массово начали отказывать правозащитникам, адвокатам, оппозиционным журналистам и активистам: Анна Ривина, Филипп Дзядко, Дмитрий Гудков, Давид Френкель, Михаил Фишман – это лишь часть тех, кому Грузия отказала в гостеприимстве.
Тенденция наметилась еще до войны в Украине. Летом 2021-го, к примеру, во въезде отказали российскому журналисту и корреспонденту «Новой газеты» Илье Азару. Тогда же запрет получила и соратница Навального Любовь Соболь, предположившая, что решение может быть связано с нежеланием Тбилиси раздражать Кремль.
Примечательно еще и то, что спецслужбы начали тотальный сбор информации на тех россиянах, которые уже давно живут в Грузии. Участились случаи высылки людей и целых семей, уже находящихся в стране и живущих здесь долго. В выпуске «Ардашелия Live: не место для хороших русских» SOVA разбирала эту проблему более подробно.
Никаких официальных разъяснений по этому поводу власти не давали и не дают. Впрочем, сопоставив факты сделать вывод можно. А он заключается в том, что с одной стороны «Грузинская мечта» очевидно не благоволит критикам Путина, но с другой в нарушение закона об оккупированных территориях с удовольствием принимает, к примеру, бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, певца Льва Лещенко и актера Жерара Депардье.