Редактор европейского отделения «Радио Свобода» Рикард Йозвиак в своей статье пишет о том, почему ЕС не решается вводить санкции против третьих стран, которые могут теоретически помогать России обходить санкции Евросоюза.
Приняв 11 пакет санкций 23 июня, ЕС оставил за собой механизм для реагирования на действия третьих стран, которые могут помогать России обходить санкции.
Эта «графа» в документе пока пуста, отмечает журналист, но в будущем этот инструмент поможет Брюсселю: 1) составить список товаров, производимых странами ЕС, которые теоретически могут попасть в Россию через третьи страны; 2) создать реестр этих третьих стран, импорт которых из ЕС будет ограничен.
Теоретически, это решение приблизило бы Евросоюз к «вторичным санкциям», которые успешно используют США для предотвращения или ограничения обхода американских санкций третьими странами. «Несомненно, этот инструмент будет очень полезен для ЕС в будущем», — считает журналист.
«Эстония, Латвия, Литва и Польша отмечают, что в 2022 году экспорт потенциально продукции двойного назначения (товары гражданского и военного назначения) в Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан увеличился на 62%, 83% и 30% по сравнению с прошлым годом», — приводит примеры Йозвиак.
Корреспондент обращает внимание на визиты спецпредставителя ЕС по санкциям Дэвида О’Салливана в страны Центральной Азии, Армению и Грузию. Йозвиак пишет, что это было сделано с целью сообщить руководству этих государств, что предметы (или их части), импортированные из ЕС в другие страны, были обнаружены в российской военной технике, которую Москва использует в войне в Украине. И что этого ЕС прощать не будет.
«Высокопоставленный чиновник ЕС, знакомый с этим вопросом, пожелавший остаться анонимным, сказал мне: «Мы знаем, что санкции обходят. Посмотрите, куда направляется с визитом специальный представитель. Свидетельства того, что что-то действительно происходит, есть“, — пишет Рикард Йозвиак.
На вопрос, как поведет себя ЕС в случае подтвержденного факта обхода санкций, журналист отвечает, что, скорее, этот реестр останется пустым, поскольку, как отмечают собеседники журналиста, включение в «черный список» — это «последний этап, к которому прибегают только тогда, когда все другие пути исчерпаны». А под «другими путями» подразумевается интенсивная дипломатия.
Журналист Рикард Йозвиак: 4 причины, почему Грузия может получить статус ЕС
Йозвиак сообщает, что подобное «поле» в документе было создано как инструмент запугивания в отношении третьих стран — специально для О’Салливана, чтобы он мог дать понять руководствам этих государств даже не пытаться помогать РФ обходить санкции. И эта «нерешительность» ЕС объясняется тем, что Брюссель не хочет оставлять эти страны «в объятьях» России и Китая.
«Сербия и Грузия, которые не присоединились к санкциям ЕС против Москвы, у которых есть прямое авиасообщение с Россией, пока не ощутили негативных последствий со стороны Брюсселя за свое поведение», — пишет Рикард Йозвиак.
Кроме того, называется еще одна причина: чтобы внести страну, помогающую РФ обходить санкции, в вышеупомянутый реестр, необходимо согласие всех 27 стран-членов Евросоюза, «а этого <консенсуса> будет очень трудно добиться».
Йозвиак пишет, что ознакомился с оригиналом документа, предложенного Европейской комиссией, и его окончательной версией. И из текста ему стало ясно, что Брюсселю будет трудно предпринять конкретные шаги, а значит, Евросоюзу, чтобы внести третьи страны в список, действительно придется исчерпать все дипломатические ресурсы, прежде чем сделать это.
«Например, прежде чем представить предложение о введении санкций в отношении конкретной страны, руководитель внешнеполитического ведомства ЕС и Европейская комиссия должны поделиться всеми техническими деталями со странами-членами альянса и проинформировать их обо всех шагах, предпринятых для решения проблемы.
В документе говорится, что страны-члены ЕС должны быть проинформированы обо «всех этапах и конечных результатах взаимодействия» с третьими странами. И что окончательное решение может быть принято единогласно только после того, как все другие формы коммуникации с третьей страной окажутся неэффективными», — пишет редактор европейского бюро «Радио Свобода».