После введения Госдепартаментом США санкций против экс-генпрокурора Грузии Отара Парцхаладзе за работу на интересы Москвы, «Грузинская мечта» всячески пыталась снять с себя ответственность за своего ставленника. Главный аргумент: «Он уже десять лет не имеет связей с властью». И тем не менее, буквально через пару дней за «агента влияния ФСБ» вступилась целая государственная машина. От Службы государственной безопасности до Национального банка.
Сначала СГБ, которая должна расследовать обвинения в отношении Парцхаладзе в соответствии со статьей 319 УК Грузии (продвижение интересов иностранного государства), выпустила заявление о готовящемся перевороте. Как говорят наблюдатели, это было сделано по заказу правительства и с целью перекрыть скандал. Позже «Грузинская мечта» затребовала от Госдепа доказательств в связи с обвинениями Парцхаладзе. Тем временем, следуя международным санкциям, Национальный банк Грузии заблокировал все счета бывшего генпрокурора в коммерческих банках страны. Председатель «Мечты» Ираклий Кобахидзе назвал такие действия «антиконституционными»:
«Я не знаю, может быть, это внутреннее регулирование Нацбанка, но приоритет всегда отдается Конституции Грузии. Если такое решение примет Нацбанк, то оно прямо противоречит Конституции Грузии и презумпции невиновности в отношении граждан Грузии. Вы знаете, что основные права человека, в том числе презумпция невиновности, особо защищены Конституцией Грузии. Конечно, иностранцу здесь могут запретить осуществлять коммерческую деятельность или любой другой вид деятельности, но когда речь идет о гражданине Грузии, государство действует с особой ответственностью, и эта ответственность, в первую очередь, возложена на него Конституцией».
Впрочем, аргумент, что Парцхаладзе, как гражданина Грузии, защищает Конституция, является сомнительным, поскольку под вопросом – сама легитимность его гражданства. Сообщения о том, что бывший генпрокурор взял российский паспорт, в СМИ появились еще в начале 2022 года. Согласно документам Госдепа, получить гражданство РФ своему «соратнику Парцхаладзе» помог также санкционированный сотрудник ФСБ Александр Онищенко.
Согласно статье 1 закона Грузии «О гражданстве», гражданин Грузии не может быть одновременно гражданином другого государства, кроме «исключительных случаев, установленных Конституцией». Например, если он заранее уведомляет государство о планах получить гражданство другой страны и просит сохранить грузинское. В таком случае запрос регистрируется в министерстве юстиции и поступает в руки президента, который принимает окончательное решение. В ином случае, грузинское гражданство автоматически прекращается.
«Агент влияния ФСБ»: США ввели санкции против бывшего генпрокурора Грузии
Однако в администрацию президента никаких документов не поступало. Об этом говорит сама глава государства Саломе Зурабишвили. Теперь президент ждет решения Минюста о прекращении гражданства Грузии, которое она «немедленно удовлетворит». Агентство по развитию госуслуг уже начало производство по делу об утрате грузинского гражданства Отаром Парцхаладзе.
Тем не менее, наличие паспорта стало поводом для внесения поправок в закон Нацбанка, подогнанных под одного человека. Они снимают санкции с Парцхаладзе «в целях полной реализации прав и свобод граждан Грузии, гарантированных Конституцией Грузии».
Впредь режим санкций, согласно решению финансового института, будет распространяться на граждан Грузии, «если судом Грузии вынесен обвинительный приговор, имеющий обязательную юридическую силу, на основании примененных к нему санкций».
Позже и. о. президента Национального банка Натия Турнава, которую, надо отметить, президент в своем время представила на пост члена правления как ее предпочтительного кандидата, пояснила: им «не важны имя и фамилия попавшего под санкции гражданина Грузии».
«Мы приняли решение, исходя из того, что был создан первый прецедент, когда исполнение санкций затронуло гражданина Грузии, и это решение является прецедентным и впредь будет распространяться на каждого гражданина Грузии. <…> Режим санкций, предусмотренный этим правилом, распространяется на граждан Грузии только в том случае, если суд Грузии вынесет соответствующее решение», – заявила Турнава.
Такие заявления считает абсурдными представитель «Центра социальной справедливости» Гуро Имнадзе. По его словам, характер санкций не является исключительно уголовным. США, ЕС и Великобритания часто подвергают компании/физических лиц санкционному режиму без вынесения обвинительного приговора в суде, «поэтому было абсолютно логично и правильно, когда финансовый сектор Грузии автоматически присоединился к санкциям США в отношении Парцхаладзе».
«Утверждение лидеров «Грузинской мечты» о том, что это нарушает установленную Конституцией презумпцию невиновности, поэтому санкции не должны распространяться на граждан Грузии, абсурдно по двум причинам:
а) Презумпция невиновности является процессуальным правом и применяется в рамках уголовного судопроизводства. Как я уже сказал, санкции не являются исключительно уголовной мерой, поэтому их распространение на человека не нарушает никакой презумпции.
б) Конституция Грузии распространяет презумпцию невиновности на любое лицо, независимо от того, является оно гражданином Грузии или нет. Если логика Ираклия Кобахидзе верна, то из этого следует, что Национальный банк должен был предоставить новые гарантии не только гражданам Грузии, но и любому человеку. Соответственно, если предположить, что у какого-либо близкого к Путину деятеля или самого Путина были открыты счета в Грузии, к ним не следует применять санкции до вынесения грузинским судом обвинительного приговора (иначе будет нарушена презумпция невиновности)».
«По методичке Кремля»: почему спецслужбы Грузии пугают госпереворотом
Заявления о том, что решение Нацбанка принято в защиту какого-либо конкретного человека с целью избежать санкций, по словам Имнадзе, является попыткой его политизировать. В оппозиции, однако, убеждены: госмашина активизирует все инструменты, чтобы не дать вылезти наружу неудобной и дискредитирующей власти информации.
Буквально на днях партия «Единое национальное движение» объявила, что начала изучать схемы влияния ФСБ России в Грузии. Согласно их информации, бывший генеральный прокурор управляет Службой доходов Минфина, Таможенным департаментом, стратегическими объектами, портами в Батуми и Поти. Критик власти убеждены: у Парцхаладзе много компроматов на «Мечту», что вынуждает их подстраивать под одного человека законы и правовые акты.
Политолог Гия Хухашвили считает, что власти не боятся возможных компроматов и с удовольствием бы пожертвовали Парцхаладзе, но проблема «гораздо масштабнее». По его словам, сегодня в системе «каждый маленький или большой – Парцхаладзе».
«Для этих людей принципиально важен ответ на вопрос – может или нет Иванишвили в случае возникновения тех же проблем, защитить их? Он знает, что не может этого, но вынужден имитировать защиту, потому что понимает, что в противном случае система выйдет из строя. Иванишвили сейчас пытается выиграть время и в то же время раскрутить что-то такое, что перекроет все остальное. Поэтому сейчас обществу и оппозиции нужна особая мудрость, осторожность и, в то же время, принципиальность, чтобы не позволить этому случиться».
Наблюдатели заявляют: пока из строя выходят институциональные структуры. В частности, Нацбанк, который представляет собой независимый орган. До тех пор, пока не стал подчиняться телевизионной риторике Ираклия Кобахидзе.
«Национальный банк Грузии является одной из гарантий финансовой стабильности страны и краеугольным камнем экономической стабильности. Главным принципом, на котором основана деятельность банка, является его независимость. Этот принцип защищен статьей 68 Конституции Грузии. Таким образом, как президент и гарант Конституции, я считаю своим долгом защитить независимость Нацбанка. Публичное выступление, то есть открытая угроза Ираклия Кобахидзе, которая была озвучена в адрес и. о. президента Нацбанка, было совершенно неприемлемо. Еще более неприемлемым было то, что и. о. поддался таким угрозам в адрес Нацбанка и посягательству на его независимость», – заявила президент Зурабишвили на брифинге.
Тем временем, свои посты в Национальном банке Грузии уже покинули вице-президент Папуна Лежава, Николоз Гагуа и член совета Нацбанка Арчил Мествиришвили. Советник президента в НБ Георгий Бакрадзе также подал в отставку. Эта череда отставок свидетельствует об одностороннем решении руководства обойти вице-президентов и всех членов правления и так принять решение, не проконсультировавшись с ними, считает Зурабишвили.
Крупные коммерческие банки Грузии заявили, что будут соблюдать международные санкции и не собираются допускать каких-либо исключений для граждан Грузии. В ответ Натия Турнава предупредила: коммерческий сектор не имеет права не подчиняться национальному регулятору.
«Полет ненормальный»: скандал вокруг частного визита грузинского премьера в США
Глава государства считает, что нужно признать одностороннее решение недействительным, а Турнава должна уйти в отставку. Это, по ее словам, будет реальным действием по сохранению независимости финансовой структуры.
С этим согласен и бывший глава Национального банка, председатель парламентской фракции «Еврооптимисты» Роман Гоциридзе. Турнава, пишет депутат, должна отменить свое «незаконное распоряжение, принятое под внешним давлением», и сама покинуть Нацбанк. Ответственность за создавшуюся ситуацию, по его словам, лежит и на Международном Валютном Фонде, который знал, почему были внесены изменения в закон о НБ, и не остановил действующую программу.
«Тем самым он легитимизировал клановый переворот в Национальном банке и поощрил дальнейшие преступные действия руководства банка. Программа фонда в Грузии должна быть немедленно остановлена», – пишет Гоциридзе.
Оппозиционер также убежден: такое действие органа «эквивалентно риску краха финансовой системы страны».
«Банковская система Грузии будет изолирована от остального мира. Ни один предприниматель не сможет перевести деньги за границу, один миллион граждан Грузии, работающих за границей, не смогут перевести деньги в Грузию…».